роман - эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах. Тома 1—3 написаны с 1925 по 1932 год, опубликованы в журнале «Октябрь» в 1928—1932 гг. Том 4 закончен в 1940 году, опубликован в журнале «Новый мир» в 1937—1940 году[1].
Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России.
Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицыВёшенской примерно между 1912 и 1922 годами[25]. В центре сюжета жизнь казачьейсемьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня.
Главный герой книги Григорий Мелехов — донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться. Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить.
В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному оставшемуся из всей семьи Мелеховых сыну и к родной земле.
Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX века: обряды и традиции, характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской.
Хронологические рамки: май 1912-март 1922. Да революции и после революции. Первая часть посвящена мирной жизни казаков, предшествовавшей первой мировой войне, и самой войне. Мирная жизнь оказывается расколотой войной. Все в сравнении: как было до войны и как теперь. Особое очарование художественному произведению придает философская глубина романа и его связь с традициями народного творчества. Пословицы, поговорки, песни передают настроение, переживания героев, открывают глубины контекста романа-эпопеи.
Двойной эпиграф в виде казачьих песен задает одновременно темы и первой книге и всему Тихому Дону. Первый эпиграф помогает оценить события первой книги в русле сложившейся жизни казачества. Испокон веков казаки прерывали свой мирный труд для военных битв. Казаки, числившееся на военной службе, бросали работу и мчались в хутор. Казаков отправляют к русско-австрийской границе. Их сопровождают любопытные взгляды, газеты захлебываются, женщины машут платочками. Только пьяненький старичок под Воронежем смотрит на них с грустью («милая ты моя…говядинка). Эти слова подчеркивают показную казацкую удаль. Шолохов не употребляет слово «погибали», «падали» верно обозначает суть.
Война проверяет сущность человека. Дряхлый дед, участник турецкой воны, поучая молодых, советует «хочешь живым выйти, надо человеческую правду блюсти». Человечья правда – тот порядок, который веками выверялся казаками: «Чужого на войне не бери, женщин не трогай, молись».
Шолохов приводит тексты молитв, которые спасали казаков в турецкую войну и должны уберечь в германскую.
Судьбы воюющих казаков неразрывно связаны с теми, кто не принимает участия в баталиях, с теми, кто их ждет дома.
Вторая песня эпиграфа связывает все 4 книги воедино. Образ Дона приобретает символическое значение и открывает новую грань восприятия мира. В первой книге муть Дона ассоциируется с нарушением привычного мирного уклада жизни. Во второй как смутность мыслей и времени.
Вторая часть эпопеи повествует о событиях конца 1916 до апреля 1918. Сполох первой книги превращается в братоубийственную войну во второй. Шолохов, показывая разных людей, и тех котороым путь ясен, и тех от которых дорога скрыта предлагает задуматься о выборе человека в это смутное время. Каждая смерть человека свидетельствует о чудовищном отступлении от порядка мира. Люди ищут правду, Митька Коршунов, Григорий Мелехов,, Илья Бунчук будет убит за правду.
Беда в том, что правда одна и не делится на белых и красных. Символичным становистя диалог Шеина и Подтелкова (казаки очнутся и тебя же повесют) это сбывается, с кем же остается правда?
Яблоновские казаки похоронили красногвардейца Валета, спустя 1,5 месяца старик выкопал в головах могилы ямку и поставил часовню.
Главные заповеди мирной жизни были забыты. Из жизни каждого будто вырвали корень, составляющий основу и нужен новый, чтобы жить дальше.
Третья книга о Верхне Донском восстании 1919. Слова честь, брат, отечество ушли из этой жизни, где каждый сам за себя. Для героев романа это не пустой звук. Каждый борется за свою жизнь и жизнь своих близких.
Беды восстания были связаны с протестом казачества против разрушения самой жизни, которая складывалась веками, выступали против несправедливости и порождали новую. Мстили друг за друга, убивая других. Красные жгут казачьи хутора, борются с сытостью, косностью, вероломством этих не принявших революцию людей. Многие герои гибнут, не успев высказаться.
Четвертая книга логически завершает эволюцию героев. Григорий приходит к выводу, что люди смолоду набарагозят, а потом в старости молиться начинают, он не будет молиться.
Психологический параллелизм природы и человека. Жизнь для казаков – Дон, земля. Природа не позволяет делить людей на плохих и хороших. В ней самой сплетены благородство и жестокость, любовь и ненависть. Природа учит ценить красоту жизни.
Разрешаются извечные проблемы человека: любовь, жизнь, смерть, человечность, способность исстрадавшегося сердца возвращаться к людям. Григорий Мелехов не нашел правды, потерял любовь, но осталось воспоминание о прошлом. Он жил честно – остался жив.
Трагичская женская судьба становится обвинением времени.
Толстой А. писал, что такой конец – это ошибка. Григорий не должен уйти как бандит. Это неверно по отношению к народу и революции.
В мемуарах Иванова-Разумника есть запись о поступке писателя: « я уважаю автора коммуниста за то, что он в конце романа отказался от мысли сделать своего героя председателем колхоза, а предпочел погубить его нераскаянным».
Шолохов показывает белых с красными, а не наоборот. Столкновение истории и личности, которая пытается на сломе времени сохранить традиции вековых народных ценностей.
Адамович:» шолоховские герои всегда и прежде всего люди, они мб коммунистами или белогвардейцами, но эта их особенность не исчерпывает их внутр.мира. Жизнь движется вокруг них.
Уайл, анг.исследователь: сумел заставить людей всего мира почувствовать местную почву и климат и в то же время дал возможность читателю ощутить воздействие революции и с точки зрения побежденных и с точки зрения победителей».
Шолохов использовал принцип неотделимости личности от истории. Это было и следованием традициям Толстого и фундаментом, на котором писатель строил свою эпическую прозу.
Толстой и Шолохов прощли эволюции от романа-хроники к национальной эпопее. Тихий дон – национальная эпопея в дхуе войны и мира, так как его историко-философская сущность не только отводит массам казаков важное место, но и опирается на веру в постоянство, незыблемость позитивных ценностей, сохраняемых народом.
Главный герой романа – народ.
Писали, что это произведение напоминает лучшие явления литерату
Ры всех времен, люди у него живые, каждый индивидуален, каждый по своему двигается, говорит. Это прославило Шолохова (серафимович). В конце 20х нашли сомневающиеся в творчестве Шолохова, но Серафимович, Фадеев, Ставский, Киршон, Авербах отвергли эти сомнения. Свое мнение комиссия опублтковала в «Правде», 29 марта 1929.
Говорили, что он был молод и не мог написать сам такое произведение, не мог освоить столько исторических материалов. Мб написал Ф.Крюков.
В 1977 группа близких к Нобеоевскому комитету скандинавских ученых исследовали тихий дон в сравнении с др произведениями Шолохова. Вывод – Шолохов сам написал это произведение. В 1984 Гейер Хьетсо, Свен Густавсон, Бенгт Бекман опубликовали свои исследования в Осло. В 1989 вышла книга «кто написал тихий дон?» Сомения были изза цензуры.