проза этого времени характеризуется напряж.сюжетом, отражением острого соц.конфликта. Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в котором эти жанры сложились в литре, в 20 е годы встречаются редко. Началось смешение жанров. Проза 20х гг отличалась тематическим и жанровым разнообразием. Начав с книг о революции и гражд.войне, об изменениях в деревне, где ростки нового обнаруживали себя наиболее явно, к середине десятилетия литра имела произведения исторического, сатирического и фантастического содержания.
Своеобразны рассказы и повести. Писатели предпочитали создавать произведения небольшого объема. Представлены были рассказы-очерки, и рассказы-новеллы, и особенно циклы рассказов. «конармия» Бабеля, Данские рассказы, лазоревая степь (шолохова), шутейные рассказы шишкова и тд. Рассказы Неверова, Зощенко, Романова. Также вернулись к рассказам Горький, Вересаев, А. Толстой. + Булгаков(записки юного врача), Платонов, Пильняк и другие.
Не менее актуален жанр повести. После революции люди искали жилье, утверждали себя в глазах окуржающих. (дом утраченный – дорога – дом обретенный) Размыта граница между рассказом и повестью, повестью и романом. Острые соц. Конфликты, много крови, мучительные смерти.
Трагически складывались детские судьбы. По стране бродили миллионы беспризорников (потеряли родителей, сбежали от военной опасности, голодные, грязные, в лохмотьях). Рассказы о беспризорных ( «Колька», «Красный сыщик» Неверова, «Ванька беспризорный» Дмитриевой). Авторы в большинстве таких произведений ограничивались бытовыми зарисовками: асфальтовые котлы, дикий жаргон, чумазые лица, лохмотья, ночевки в ночлежках и на вокзалах, воровство и бандитизм.
Многие писатели обратились к теме деревни. К 1917 г. Россия оставалсь крестьянской страной. Немало пишущих было связано с деревней, кто рождением, кто жизненным опытом. Произведения о деревне на тот момент вышли на 1 место. Горький писал в 1925 «Слишком много деревни».
Деревенскому быту и крестьянской жизни были посвящены произведения Неверова, Подъячева, Замойского, Шолохова, Леонова, Вольнова, Березовского и других.
Появляется новый взгляд на семью и отношения между мужчиной и женщиной. Были распространены веяния, в соответсвии с которыми личная жизнь передового человека непременно изображалась не в семье, а в разных увлечениях, любовных интригах и тд.
Перемены коснулись и жанров, в частности судьбы романа. Мандельштам написал статью «Конец романа». В центре романа всегда была история становления личности и её развития, процесс её функционирования и эволюции. В новые времена, когда личность оттеснялась на 2 план, на 1 план выходил народ, коллектив, роман – умер.
НО: социально-психологический роман «Белая гвардия», социальный «Дело Артамоновых» Горького, художественно 0 документальный «Чапаев» Фурманова, исторический и историко-биографический «Смерть Вазир-Мухтара», Сатирический «12 стульев», научно-фантастический – Плутоний, антиутопия «Мы».
При изображении человека писатели опирались на богатый опыт предшественников: искусство псих.анализа, «энергия заблуждения» в построении сюжета, мастерство использовния хронотопа и тд.
На первых порах описывали в основном внешность, одежду, поступки. Возник стереотип показывать их людьми громадного роста и физической силы, с зычным голосом, без сомнений и человечских слбостей, прямолинейны в мыслях и поведении. Это, по Пильняку «кожаные куртки».
Характерные стилевые приемы – рубленая проза, сказ, поток сознания.
Широко использовался сказ, что мотивировалось необходимостью усилить достоверность событий, лиц. Для этой цели устранялась фигура повествователя – посредника между персонажем и читателем, слово предоставлялось самому герою.
Элементы потока сознания присутствуют у Веселого («Россия, кровью умытая») После использовали обериуты.
20е годы характеризуются поиском новых форм.
В целом, развитие прозы в первое послереволюционное и послевоенное время можно охарактеризовать как движение малых жанров рассказа и очерка к жанрам крупным - роману и эпопее, от зарисовки, документально-точной картины к развернутым проблемным худ.повествованиям.
В 1930 углебление в прошлое.
Одной из ведущих в литературе этого периода становится тема интеллигенции и революции, интеллигенции и гражданской войны. Она звучит в таких крупных произведениях, как «Конармия» Исаака Бабеля, «Разгром» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского, в первой части «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Наиболее объективно эта тема представлена у Бабеля в цикле рассказов «Конармия», где выражение авторской позиции сведено к минимуму, но показана жестокость гражданской войны, нравственная деградация людей, вынужденных убивать друг друга. Поэтому история гражданской войны для главного героя и рассказчика «Конармии» Кирилла Лютова – это «летопись будничных злодеяний».
В произведениях Фадеева и Островского тема интеллигенции и революции дана с так называемых «классовых» позиций, когда положительному «пролетарскому» герою противопоставляется колеблющийся, мечущийся, склонный к предательству интеллигент, не понимающий до конца смысла революционной борьбы.