пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Социология в начале XXI века. Общая характеристика. Развитие социологии в Бразилии и Южной Корее.

Начало нового века не обязательно должно быть и началом нового периода в развитии какого-то общественного феномена. В том числе и самой социологии. Но происходящие в социологии изменения связаны с изменениями социальными в мире, частью которого она всегда являлась.  Вот почему для того, чтобы описать в самом общем виде социологию в начале 21 века, начинать нужно с указания изменений в ее традиционном объекте – современном (модерновом) обществе.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в выступлении  на XV Мировом социологическом конгрессе (Брисбен, 2002) назвал XX век веком шума и перемешивания, веком повышения сложности. Его ученик и президент Международной социологической ассоциации Альберто Мартинелли на том же конгрессе заявил, что к началу XXI века мир становится единым и в то же время остается раздробленным, конфликтным, иерархичным и неравноправным. Поэтому базовыми вопросами социального мира XXI века являются глобальная интеграция и ее условия и формы, глобальное управление и участие в нем всех заинтересованных сторон.

Внимание социологов должно быть привлечено к осмыслению противоречивого характера глобализации, которая поставила перед социологами следующие вопросы:

  1. Каков масштаб этого явления и степень его новизны.
  2. Какого типа процессы происходят под этим   общим названием.
  3. Различия в их масштабе и динамике.
  4. Положительные или отрицательные воздействия этих процессов на  различные страны и социальные группы.
  5. Какова идентификация главных акторов глобализации и их стратегии.

Благодаря  своим масштабам и влиянию на многие процессы в мире, глобализация «требует», чтобы любое частное исследование (например, сравнительное изучение уровней рождаемости или семейного насилия) было помещено в глобальный контекст, поскольку каждая часть мира во все большей степени взаимозависима со многими другими, и мир как таковой во все возрастающей степени присутствует во всех этих частях.  Но центральной темой Мартинелли рассматривает один из аспектов глобализации, а именно отношения мирового сообщества с национальными и локальными социальными реалиями. Эта тема получила выражение в набирающем силу в последние годы благодаря южноамериканским социологам изучении феномена эксклюзии. По мнению бразильского социолога Элизабет Рейс  эксклюзия предполагает исключение из чего-либо. Быть исключенным – означает быть лишенным того, что имеют другие. Эксклюзия предполагает неудачу при вступлении, а также ситуацию, когда человек, ранее пользовавшийся правами, лишается их, теряет доступ к тому, что он имел раньше.

Бразилия. История социологии в Бразилии начинается еще с Огюста Конта. В Бразилии с большим интересом относились к его позитивизму. Его даже хотели сделать официальной доктриной государства. Президент Бразилии Бенджамен Констан включил в программу общественных школ изучение «Энциклопедии позитивных наук», составленной Контом. В 1880 году был основан Миссионерский институт, в 1891 году в городе Рио торжественно открыт позитивистский храм для отправления культа человечества. Девиз Конта «Порядок и прогресс» (Ordem e Progresso) начертан на зеленом фоне флага Бразилии. Зеленый цвет был также цветом знамен позитивистов. В течение долгих десятилетий в Бразилии правили военные диктатуры. Но существование социологии и в конце 19 века и в 20 веке было относительно стабильным. Такое ее положение объясняется тем, что занятие социологией рассматривалось как представителями высших классов бразильского общества как дисциплина, полезная для тех, кто собирается посвятить себя государственному управлению. То есть, социология была академической, теоретической и не вступающей в конфликт с интересами правящего класса и его идеологией. Но была популярна и эмпирическая социология. В истории бразильской социологии есть один замечательный пример, когда человек смог, состоявшись, как известный социолог, возглавить страну и использовать для эффективного управления свои научные разработки. Фернандо Энрике Кардозо (1931 года рождения) был президентом  Бразилии два срока подряд – с 1995 по 2003 год.

Кардозо окончил университет в городе Сан-Паулу. Его руководителем был известный бразильский социолог Флорестан Фернандес. Первая научная работа Кардозо была посвящена капитализму и рабству в Южной Бразилии. Автор пришел к выводу о том, что индустриализация и модернизация развивались в Бразилии быстрее, чем исчезают расовые предрассудки. Ряд эмпирических исследований, выполненных Фернандесом и Кардозо, получили большую известность не только в Южной Америке.

Южная Корея. Социология в этой стране в 50-60-е годы формировалась под американским влиянием, теорий модернизации и структурного функционализма. Традиционные институты и ценности корейского общества рассматривались как препятствия на пути модернизации. В 70-е годы часть корейских социологов подняла вопрос о том,  может ли западная социология объяснить корейское общество, не искажая  историческую реальность. Они считали, что учет национальных особенностей не менее важен, чем  усвоение западной социальной теории. Молодые корейские социологи выступили с идеей корейской социологии или социологии «третьего мира», поскольку считали, что американские социологические теории не в состоянии описать острые социальные конфликты корейской действительности. Корейская социология имитирует современные теории, парадигмы, тенденции в европейской и американской социологии. Процесс принятия западных теорий и идей осуществляется некритически. Парадигмы и теории в корейской социологии изменяются в соответствии со внешними изменениями, а не в связи с потребностями самой корейской социальной реальности». Лим приходит к выводу о том, что «мы должны избавиться от ментальных структур, имитирующих идеи других цивилизаций. Социология, которую стоит называть корейской по сути, а не по форме, должна заняться созданием оригинальных социологических теорий, которые отражали бы в своем содержании как особенности корейской культуры и корейского менталитета, так и конкретные социальные проблемы и противоречия корейской социальной реальности». Лим также пишет, что «сейчас корейская социология преодолела стадию простого подражания западным аналогам и приступила к их критическому осмыслению». Альтернативные линии развития социологии в Корее предлагались корейскими учеными следующие: парадигма «третьего мира» (влияние теории Валлерстайна), марксистский анализ корейского общества, социально-исторический анализ (влияние школы «Анналов») и социология разделенной нации. В последние годы корейские социологи стали эмпирически исследовать западные общества. Запад перестал быть источником подражания и превратился в объект исследования.


18.09.2014; 03:08
хиты: 1829
рейтинг:0
Общественные науки
социология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь