Луман о своей научной работе:
- Я работаю над общей теорией современного общества.
- Я не занимаюсь социальной критикой.
- Мое описание содержит только понимание структурного риска, внутренних опасностей, непрогнозируемого характера эволюции.
- Моя попытка осуществляется путем анализа всех функциональных систем – экономики, политики, права, здравоохранения, религии, семьи.
- Цель – описать такие различные системы одними и теми же понятиями «функции», «бинарное кодирование».
Теоретические источники Лумана:
- Принцип организации систем Х фон Ферстера.
- Теория аутопоэтических систем нейробиологов Хумберто Марутаны и Франсиско Варелы (Чили).
Значение понятия аутопоэзис:
- самовоспроизводство
- самосотворение
- самосозидание
- самопроизведение
Аутопоэтическая система:
Система, организующая процессы производства своих частей, которые на основе своих интеракций заново генерируют и осуществляют эту разветвленную сеть в качестве конкретного единства в пространстве.
Аутопоэтическая система самореферируема, или рекурсивна. (Все, что нужно такой системе для поддержания ее организации, она производит сама)
Основные положения системной теории Лумана:
- Основное рабочее понятие системной теории – коммуникация.
- клетки являются прототипом соц.систем. Подобно тому, как молекулы производят другие молекулы в циркулярном процессе, так и коммуникации производят другие коммуникации.
- Луман рассматривает системы как оперативно закрытые аутопоэтические.
- Система сама производит необходимое для продолжения аутопоэзиса элементы, конституирует свои операции путем их соединения с другими операциями.
- Все операции системы являются внутрисистемными.
- Социальная система – это оперативно закрытая система, состоящая из собственных операций и производящая коммуникации из коммуникаций.
- Коммуникация и есть та операция, которая совершает аутопоэзис системы и тем самым отграничивает ее от окружающего мира.
- Коммуникация понимается Луманом как процесс самосотворения, самопонимания и самоограничения системы как некоторого единства.
- Поскольку коммуникация всегда является внутренней операцией системы, то общество представляет собой всеобъемлющую систему всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопоэтически.
- Принципиально важным является у Лумана различие двух принципов в деятельности и системы – самореференции и инореференции (внешней референции).
О системе и ее окружении
«Понятие коммуникации становится решающим фактором для определения понятия общества. В зависимости от того, как определяют коммуникацию, определяют и общество, а определение понимается здесь в точном смысле этого термина как определение границ». Парадоксальным образом Луман доказывает, что «конкретные люди являются не частью общества, а частью его окружающей среды». «Например, недостаточно того, что один человек видит или слышит другого, даже если он наблюдает его поведение с помощью различения сообщения и информации. Если о ком-то говорят или пишут, этого также еще недостаточно для того, чтобы отношение к нему считалось социальным отношением. Социальной операцией является лишь сама коммуникация».
«Общество состоит не из личностей, а из коммуникаций между ними. Не человечество, а система коммуникаций выборочно интегрирует физический, химический, органический и психический потенциал людей. Эта система обладает собственной реальностью и собственной автономией».
О кодах и бинарных возможностях
Способ отделения элементов системы от элементов среды Луман называет кодом. В работе «Власть» код понимается как структура, которая для каждого произвольного элемента в пределах своей области и релевантности может найти и упорядочить другой дополнительный элемент. В сфере социокультурной эволюции наиважнейший код образуется с помощью языка, а именно благодаря тому, что язык связан со способностью отрицания таким образом, что любое высказывание одновременно предоставляет в распоряжение важнейших языковых функций точно соответствующее ему отрицание.
Так как код способен устанавливать для каждого элемента системы свой точно соответствующий данному элементу комплементарный фактор, код производит внутри-системные сопряжения как предпосылки дальнейших операций. Код – это и язык системы, и механизм селекции. Социальные системы образуются вообще исключительно благодаря коммуникации, то есть разнообразные селективные процессы антиципативно или реактивно взаимно определяют друг друга. Коммуникация реализуется только в том случае, если в ней осознается селективность сообщения. Это означает, что оно может быть использовано для селекции состояния собственной системы. Отсюда следует контингентность (случайность) обеих сторон коммуникации, то есть возможность отклонения коммуникативно передаваемого предложения выбора. Это возможные отклонения – как возможности – не могут быть элиминированы.
Возможность двойного отношения к сообщению (принято оно или нет) Луман называет бинарной (двойной) возможностью.
О подсистемах
Для того, чтобы система продолжала коммуницировать, она порождает структуры для поддержки коммуникации – институты, нормы и роли. Развитие систем происходит благодаря процессам вариации, отбора и стабилизации воспроизводимых в коммуникациях элементов системы. Благодаря этим механизмам системы развиваются: усложняется их организация, появляются функциональные подсистемы.
Поскольку социальные системы Лумана оперативно закрыты, код, используемый каждой системой как язык системы, не понимается и не переводится в коды других систем. Проблемы во внешней среде, которую образуют другие подсистемы общества, порождают резонанс в системах. Взаимозависимость систем заставляет их рассматривать проблемы во внешней среде как проблемы системы, но для этого проблемы должна быть представлены этой системой в ее кодовой системе.
О наблюдении
Наблюдение рассматривается в качестве операции, а наблюдатель – в качестве системы. Наблюдение всегда является обозначением в рамках различия (выделения различия и обозначения). Наблюдение это любая операция различения и базисная операция понимания. К пониманию приходят только тогда, когда применяют определенное различение, собственно, различение системы и окружающей среды и проецируют на это различение закрыто-самореферируемо-репродуцируемый смысл.
Если наблюдение ведется за другим наблюдением, то при этом используется комплексный двусторонний процесс различения. Он должен, с одной стороны, отличать наблюдателя от того, что он наблюдает, и одновременно должен уметь отличать операцию наблюдения от других операций, например, от простого производства различий.
Любое наблюдение, проводимое социальной системой, неминуемо включает в себя парадокс. Разрешение (снятие) парадокса в системах необходимо для продолжения их наблюдения. Например, в системе «политика» Луманом выявляются такие парадоксы, как суверенитет, демократия и т.д. В системе «права человека»: соблюдение баланса между индивидуальными правами отдельного человека и правами общества в целом. Снятие этого парадокса возможно посредством рефлексии, раздифференцированной СМИ. И т.д.
Наблюдатель, желающий продолжить наблюдение систем, вынужден учитывать имеющийся в наблюдении базовый парадокс (недоступную для наблюдения зону первого порядка наблюдения). Наблюдатель, ведущий наблюдение за наблюдением первого порядка, то есть наблюдатель второго порядка, может наблюдать и базовый парадокс, и технику депарадоксализации первого наблюдателя.
О социологии
Поскольку подсистемы Лумана операционно закрыты, ни одна из них не способна к объективному познанию всей системы общества. Лишена этого преимущества и социология как часть подсистемы науки. Её видение мира субъективно, иначе как социологически социолог систему не воспринимает. Деятельность социологии по Луману есть наблюдение и изучение коммуникации подсистем, выполняющих функцию самопонимания систем. Сама социология выполняет функцию рефлексии общества, а выполняемое ею наблюдение за наблюдением общества в коммуникациях Луман называл наблюдением второго порядка.