Социальная и культурная динамика. Интегральная социология
Главный труд жизни Сорокина-ученого - многотомная «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). О появлении этой работы сам автор писал так. Первая мировая война и революция 1917 года разбили вдребезги позитивистские взгляды Сорокина на мир, философию утилитаризма и прогресса. Впечатления от событий в России и в мире оказались очень сложными, изменившими устойчивые воззрения ученого. К концу 20-х годов процесс перестройки системы взглядов завершился. Его результатом стало появление интегральной системы философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей. По словам автора, его работа посвящена исследованию природы и изменения, или динамики интегрированной культуры: ее типов, процессов, тенденций, флуктуации, ритмов и темпов. «Динамика» представляла собой труд в области социологии изменения культур.
«Социальная и культурная динамика» состоит из четырех томов. В первом Сорокин формулирует проблему интегрированной культуры и рассматривает флуктуации в области искусства. Второй том посвящен флуктуациям в науке, философии и религии, этике и юриспруденции. В первой части третьего тома автор рассматривает типы и флуктуации социальных отношений, фундаментальные связи в социально-политической и экономической сферах. Вторая часть третьего тома посвящена флуктуации войн, третья - флуктуации внутренних волнений. В четвертой части Сорокин анализирует взаимоотношения между культурной ментальностъю и поведением. Все три тома представляют собой единое целое. Четвертый том «Динамики», посвященный обобщающей теории социокультурного изменения, завершается трактатом о правилах социологического метода.
Изучение культурных изменений осуществлялось Сорокиным с помощью двух методов - логико-смыслового и причинно-функционального. Сущность логико-смыслового метода познания состоит в нахождении основного принципа, который пронизывает все компоненты, придает смысл и значение каждому из них и тем самым из хаоса разрозненных элементов создает космос. Зная одну переменную культуры, мы можем сконструировать широкую сеть ее связей со многими другими переменными, свести многообразие ее черт и частей, связанных причинно или функционально, в единую и всеобъемлющую систему. Любая внутренне интегрированная система является автономным саморегулирующимся, самоуправляемым, или «сбалансированным» единством.
Мыслительные и смысловые элементы, лежащие в основе любой логически интегрированной системы культуры, можно рассматривать с двух сторон: внутренней и внешней. Первая -сфера внутреннего опыта - культура, сфера разума, ценности, смысла, или ментальность культуры. Вторая - область внешних феноменов, предметов, объектов, в которых проявляется и овеществляется сама культура, ее внутренний опыт.
Как можно постичь внутреннюю сторону культуры? Для социолога более важен социально-феноменологический способ понимания. Его составляющие:
- причинно-функциональный способ интерпретации духовной основы явлений культуры: поиски причинных связей между культурными переменными: между плотностью населения и преступностью, религией и числом разводов, коммерческими циклами и уровнем смертности и т.д.;
- вторая форма - логическое понимание. Если исследователь верно уловил специфические посылки культуры, его следующая задача - показать, в какой степени данная культура интегрирована с точки зрения этих посылок, исходя из непререкаемых канонов логической достоверности..
Сорокин выделяет два глубоко различных типа интегрированной культуры - идеациональную и чувственную, а также культуру, совмещающую оба чистых типа, - идеалистическую. Каждая из этих культур обладает собственной ментальностъю, системой истины и знания, философией, особым типом религии, своими представлениями о правильном и неправильном, особыми формами искусства и литературы, нравов, законов, правил поведения, собственной экономической и политической организацией, специфическим типом личности с особым складом ума и манерами поведения.
Под именем флуктуации в работе Сорокина фигурируют процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в истории. Процесс рассматривается им как преобразование данного логического субъекта во времени и в пространстве, модификации его количественных и качественных аспектов. Процессы, характерные единообразным порядком последовательности качественных состояний, являются линейными. Особым типом повторяющихся процессов являются циклические процессы: относительные (траектория нового цикла не совпадает полностью с траекторией циклов предыдущих) и абсолютные. Вариантно или творчески повторяющийся образец процесса является самым широким из этих концепций. Поскольку нет непрерывной линейной тенденции и поскольку направления изменяются, исторические и социальные процессы постоянно претерпевают вечно новые вариации старых тем.
В этом смысле история в целом никогда не повторяется, и совокупный исторический процесс имеет уникальный исторический аспект в каждом своем моменте. Хотя многие процессы в течение какого-то времени происходят без заметного изменения их направления, рано или поздно тенденция достигает своего предела, после чего процесс уклоняется в сторону по новому пути. Если единица интегрирована, то изменение в направлении процесса обусловлено не столько вмешательством внешних сил, сколько внутренними силами процесса и характером единицы.
Как происходит изменение? Любая социокультурная система, пока она существует и функционирует, беспрерывно изменяется благодаря своей активности; постоянное ее функционирование содержит и в себе причину своего изменения. Никакие внешние условия не могут заставить систему проявить то, что в ней потенциально не заложено, не могут сокрушить систему, но не могут в корне изменить характер и качество каждой стадии развития.
Объяснить, почему социокультурные системы переживают периодические и неодинаковые по ритму повторы, можно с помощью принципа ограничений. Для подавляющего большинства социокультурных систем, находящихся в процессе развития, число фундаментальных возможностей в отношении всегда новых радикальных поворотов, которые может принимать система, - ограниченно, имеет пределы. Если бы система обладала практически безграничными возможностями изменения, она могла бы измениться столь радикально, что утратила бы все свои существенные черты и перестала бы идентифицироваться. Такое изменение, приводящее к утрате идентификации и самоидентификации, означало бы прекращение существования системы. Пока система (социокультурная, биологическая или другая) живет, она имеет ограничения в своих изменениях.
Обращаясь к изменениям процессов, происходящих в рамках одной и той же сферы общества и культуры, мы сталкиваемся с узким пределом качественных типов каждого процесса. Формы политической организации, типы экономической организации, формы семьи, религиозные формы, стили в искусстве, типы философий, типы общества - все они ограничены по количеству возможных форм. Подавляющее большинство социокультурных систем и процессов имеют ограниченный предел возможностей для изменения и создания новых фундаментальных форм. В подобных условиях повторение форм становится неизбежным. И чем меньше число имманентных возможностей изменения системы, тем ярче выражен ритмический характер претерпеваемого ею процесса.
В «Динамике» Сорокин разработал циклическую теорию изменений социокультурных систем. Эти системы по своим масштабам, по времени исторического существования и по составу напоминают цивилизации. Системы Сорокина обладают определенным интегральным принципом направления своего развития. Этот принцип есть своеобразный дух, поддерживающий жизнь системы, единство всех ее элементов. Его также можно сравнить с ядром. Когда жизненная сила принципа-ядра истощается, вся система элементов перестраивается, и она получает новую форму, новые идеалы, новые законы, новое ядро. Повторим, что число таких изменении-флуктуации ограничено у Сорокина тремя типами:
- Идеациональная социокультурная система.
- Чувственная социокультурная система.
- Идеалистическая социокультурная система.
Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности объектов, имеющих ценность. Она описывается Сорокиным как «не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие». Ее цели и потребности в основном духовные, степень их удовлетворения -максимальная, способ их удовлетворения - добровольная минимизация большинства физических потребностей вплоть до полного отказа от них.
В чувственной культуре объективная реальность и ее смысл зависят от нашей чувственной системы осязания и осмысления. Она мыслится как становление, процесс, прогресс. Потребности и стремления носителя чувственной ментальности - в основном физические. По своим большим посылкам чувственная культура противоположна идеациональной.
Идеалистическая культура совмещает в себе принципы идеациональной и чувственной культур и является переходным типом.
Последовательность циклического развития по Сорокину такова. Идеациональная культура сменяется идеалистической, а та, в свою очередь, чувственной. В образной форме Сорокин сравнил три культуры с горой (идеациональная), плато (идеалистическая) и равниной (чувственная). Подобно тому, как человек не может спуститься с вершины горы на равнину, не перейдя через плато, культура идеациональная не может превратиться в свою полную противоположность, не пройдя через "стадию адаптации.
Смена господства этих форм в указанном следовании ярче всего просматривается в греко-римской и западной культурах.
1-й большой цикл:
Идеациональная (УШ-У века до н.э. - ярчайшие представители - Гомер, Гесиод).
Идеалистическая (IV век до н.э. -1 век н.э. - Пиндар, Гораций).
Чувственная (до IV века н.э. - Катулл).
2-й большой цикл: Идеациональная - V - XII века. Идеалистическая - Х1П - XIV века. Чувственная - XV - XX века.
При работе над «Динамикой» Сорокин и его помощники выполнили огромный объем работы, изучили всю историю человеческой культуры, историю права, войн, религий с целью составления реального содержания сорокинской модели. Его книга полна таблиц и схем, которые подтверждают, что все теоретические рассуждения автора не голословны.
Например, рассуждая о содержании социально-гуманитарных наук, Сорокин подчеркивает, что науки такого типа, характерные для идеационального или идеалистического периода принципиально отличаются от тех же самых наук периода материалистической ментальности. «Человек, социокультурный мир и мир ценностей понимаются в такие времена преимущественно «материалистически», «физиологически», «экономически», «бихевиористски». Социальные науки абсолютно безразличны ко всему тому, что в человеке и социокультурном мире можно назвать проявлением «святости», «идеализма», «нематериальных ценностей» и т.п. Напротив, они сосредоточиваются на материальных и «полуживотных» аспектах рода человеческого и окружающего его мира. Они стремятся все истолковать с помощью таких факторов, причин и движущих сил, как инстинкты, рефлексы, генетические склонности, секс, голод, экономические условия, «остатки» и прочие чувственно-телесные обстоятельства. С этой точки зрения исследуются и плотность населения, и интенсивность интеракции, и экологическая ситуация, наследственность, и борьба за существование, и т.п. Более высокие, менее материальные и не столь осязаемые движущие силы, аспекты и факторы игнорируются, высмеиваются как измышления невежд. Мир социокультурных ценностей целиком низведен до уровня рефлексов и физиологии. Объекты, так же как и ценности, «опримитивливаются».
В идеациональные периоды объектами социальных и гуманитарных наук являются боги, святые, ангелы и другие неземные создания. Объекты идеалистических социальных наук -благородные, великие люди и полубоги. В преимущественно Чувственный период объектами становятся «обычные люди», «трудящиеся классы» и особенно отрицательные типы: преступники, проститутки, умственно ненормальные и прочие отбросы общества. Здесь мы имеем точную копию того, с чем уже встречались в сфере искусства, особенно в области портрета и жанра. Мы видели там, что с прогрессом чувственной ментальности «героями» живописи, скульптуры и литературы все чаще становятся «обыкновенные люди», посредственности, трудящиеся классы и особенно социально-патологические типы.
Так обстоит дело и в социальных науках, социологии и антропологии. Они изучают «культуру и цивилизацию» не по трудам и произведениям Гомера, Платона, Аристотеля, Фидия, Данте, Ньютона, Августина, Баха, Бетховена, Канта. Они отдают предпочтение зулусам, жителям Тробриан и другим первобытным племенам, обитателям трущоб и бандитам. Автобиографии знаменитых преступников стали популярными трактатами по социологии, криминологии, психологии, антропологии. Настоящие герои из социальной литературы чувственного периода начинают исчезать.
Аналитическое исследование такого же типа было выполнено Сорокиным по отношению к искусству, философии, религии, этике и праву.
В коЪце своей работы Сорокин эмоционально описал закат чувственной культуры и перспективы ее смены культурой нового типа. Неуклонно стирается граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным. Атомизация ценностей приводит к исчезновению авторитетного «общественного мнения» и «мирового сознания». Единственными атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений станут грубая сила и циничный обман, договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающей власти. Продолжится распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей, которые станут отдаляться от родителей все раньше и раньше. Семья превратится «в случайное сожительство самца и самки, а дом - в место, куда можно «припарковаться» на ночь, в основном для сексуальных контактов». Продолжится увядание творческого потенциала культуры. Место Данте, Рембрандта, Гегеля, Бетховена займут псевдомыслители, ремесленники от науки, от музыки, от художественной литературы, шоумейкеры. Мышление заменится «поиском информации». Уменьшится безопасность жизни и имущества, станут редкостью покой и счастье в душе. Вырастут еще больше самоубийства, психические расстройства, преступления.
Сорокин приходит к выводу, что «на этом пути неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека». Но человечество не погибнет. «На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главную предпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснят интегралистская или идеалистическая предпосылка и суперсистема».
«Динамика» вызвала множество откликов во всем научном мире, и не только американском, - от самых восторженных до уничтожающих. Сейчас интерес к ней на Западе невысок, как и в целом интерес к творчеству и наследию Сорокина. Чем это объяснить не знают сами американцы (Ритцер).
Исследования в области «созидательного альтруизма»
В последние годы жизни Сорокин занимался исследованиям в области «созидательного альтруизма», изучая природу, способы проявления и возможности бескорыстной, созидательной любви. Он считал эту работу логическим результатом теоретических положений «Динамики» о характере современного кризиса и путях его преодоления. Основная гипотеза Сорокина состоит в том, что бескорыстная созидательная взаимная любовь есть особая энергия, которую можно разбудить и чрезвычайно усилить. Одно из достижений Сорокина на этом пути -книга «Восстановление гуманности» (1948). Автор изучил и систематизировал способы предотвращения войн и вражды, выделил дефекты существующих социальных институтов и типов личности, культур и ценностей. Затем он описал план необходимых изменений в мире и в отношениях между людьми.
Также Сорокин изучал любовь в разных аспектах - физическом, религиозном, биологическом, социологическом и других.
Выделил 5 измерений любви: интенсивность, экстенсивность, продолжительность, частоту и адекватность. Среди методов изучения любви и альтруизма были использованы:
- Использование жизнеописаний 4600 христианских святых: половой и возрастной состав, происхождение и т.д., живших с I по XX века. Удалось установить, что святые в среднем жили больше, чем их обычные современники.
- Эксперименты. Участники - люди, относящихся друг к другу без теплых чувств. В одном из них участвовали 6 студентов, не терпевших друг друга. За три месяца удалось изменить неприязненные отношения на дружеские в двух парах и на нейтральные - в одной паре с помощью метода «добрых дел».
- Были исследованы и методы воспитания альтруизма в различных духовных практиках - йоге, буддизме, суфизме, в христианских монашеских орденах и общинах ч(квакеры).
- Также проводилось исследование сверхсознательного в человеке и гениальности. Сорокин предположил, что все группы, членом которых является индивид, приводят к появлению у него особого «эго» (идея мозаичного «я» из «Системы социологии»): «эго» его семьи, «эго» профессиональной группы, «эго» его политической партии. «Эго» различных групп, частью которых является индивид, должны быть интегрированы, то есть «диктовать» ему гармоничные идеи, убеждения, вкусы и ценности. Но это бывает очень редко. В такой среде вырастают
многие прирожденные альтруисты.
В самые последние годы Сорокин работал в области, определенной им как «социология нравственных явлений и ценностей». К сожалению, «поздние работы Сорокина не вызвали столь пристального внимания со стороны научного мира, как его предыдущее творчество. На него смотрели как на чудака, охваченного мессианскими идеями. Рецензии на его новые книги были краткими и, как правило, критичными... Исследования феномена альтруистической любви, которыми и занимался в это время Сорокин, явно не укладывались в научный контекст эпохи». По поводу изучения Сорокиным альтруизма П. Кросби и С. Олинер, авторы статьи «Сорокинская концепция альтруистической любви как моста к человеческому согласию» отметили, что эту концепцию «очень трудно определить и подвергнуть анализу научными методами. Современные социобиологи, которые находят источник альтруистической любви в генетическом программировании, упускают суть предмета, поскольку альтруистическая любовь - это «не автоматическая любовь трутня к матке. Сорокинская любовь порождается внутри и исходит изнутри. Это самое высокое достижение человека, а не самая естественная из его природных склонностей».