пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

16.Эго-психология. Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни.

Эрик Эриксон

Норвежский психоаналитик Э. Эриксон является основателем концепции, которая получила название «эгопсихология». Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З. Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э. Эриксона (1902–1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка.

Наиболее существенным моментом «психоисторического» метода Эриксона стало стремление объединить в «психоисторическом контексте» психологию индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов наблюдений.

Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом процессе, Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой.

Утверждая, что личность вообще, а выдающаяся в особенности может выступать и выступает в роли своеобразного индикатора исторического процесса, Эриксон подчеркивал, что особая роль в истории, которую играют лидеры, обусловливается способностью этих людей выводить разрешение различных индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и умением возлагать преодоление их на все свое поколение.

Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой.

Первая стадия – до одного года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру или настороженности, закрытости.

Вторая стадия – от одного года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих – вследствие того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

Третья стадия – от трех до шести лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка.

Четвертая стадия – от шести до четырнадцати лет. В это время у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации.

Пятая стадия – от четырнадцати до двадцати лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности.

Шестая стадия – от двадцати до тридцати пяти лет – связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположного пола.

Седьмая стадия – от тридцати пяти до шестидесяти – шестидесяти пяти лет – является одной из важнейших, так как она связана со стремлением человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности.

Восьмая, последняя, стадия наступает после шестидесяти – шестидесяти пяти лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам.

Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов. Психологи до Эриксона не подвергали сомнению необходимость преодоления чувства неполноценности или вины.

 

Эрих Фромм

Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель "гуманистического психоанализа". В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Фромма оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:

  • Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;
  • Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;
  • Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;
  • Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).

Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования "экзистенциального" и "исторического":

1) Экзистенциальная составляющая -

  1. Человек, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно";
  2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

2) Исторические противоречия -

Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.

Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера:

  • рецептивный
  • эксплуататорский
  • накопительский
  • рыночный

Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

Карен Хорни

Карен Хорни Американский психоаналитик, женщина, неофрейдист, раскрыла конструктивную теорию личности.

С точки зрения Карен Хорни человек рождается зависимый от близкого окружения, т.е. от родителей. Ребенок испытывает 2 потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Потребность в безопасности является одной из основной, т.к. удовлетворение этой потребности гарантирует полноценное развитие личности ребенка. Безопасность ребенка должны обеспечить родители, они должны его поддерживать, проявлять чувства любви и заботы.  С точки зрения К. Хорни личность состоит из 2х аспектов.

Структура личности

 - подлинное «я» (центр личности)

 - фиктивное, идеальное «я», можно назвать невротической.

Если человек активно развивает фиктивное «я», то это способствует регрессии личности, возникновению невроза, а, следовательно, подлинное «я» не получает развитие, так как развивает фиктивное «я». У ребенка формируется базальная враждебность. Завися от родителей ребенок испытывает и ненависть к ним, недоверие, враждебность. Основной защитный механизм – вытеснение. В дальнейшем, когда человек вырастит, он будет проектировать такое поведение на окружающих его людей. Так же сформируется базальная тревожность, а, следовательно, и определённый тип поведения, который способствует понижения уровня тревожности у личности. Карен Хорни выделяет 3 типа личности:

 - уступчивый тип. Люди данного типа нерешительны, трусливы, не могут брать инициативу в собственные руки.

 - обособленный тип. Это люди одиночки. Они не могут и не хотят общаться с людьми. Считают, что если будут одни добьются гораздо больше чем с кем –то.

 - враждебный тип.

Невроз, центральное понятие концепции. Невроз – неправильный ход развития личности, приводящие к внутреннему опустошению. Признаки невроза:

 - беспомощность.

 - нерешительность. Человеку сложно принять решение, переносит свою ответственность на других.

 - враждебность. Проявляет негатив как на окружающих, так и на себя.

 - отчужденность. Воспринимает себя как посторонний объект.

 - эмоциональная пустота жизни.

Результат невроза: сложность, отчуждённость, инфантильность, приводит к соматическим заболеваниям.

Теория ролей по К. Хорни

В данной теории К. Хорни говорила о доминировании мужчин, и на подчиненности им женщин, т.е. жизнь большинства женщин основывается на политических, экономических, сексуальной зависимости от мужчин. Некоторые женщины не испытывают эмоционального удовлетворения от мужского доминирования и не могут смириться с этим, тем самым они проявляют все мужские формы поведения (пример, женщины карьеристки). Карен Хорни считала, что ролевой контраст - это проявление невроза личности.

 


30.06.2014; 17:01
хиты: 6833
рейтинг:+1
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь