Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда.
Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее - общую биологическую энергию - либидо (влечение, желание по латински).
Эта энергия направлена на:
- продолжение рода (сексуальное влечение)
- разрушение (агрессивное влечение).
Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно).
На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.
На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:
- ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
- эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
- суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности.
Вот некоторые из них:
- вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания);
- проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи);
- замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему);
- реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения);
- сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).
Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.
Юнг также признал существование трех частей психики, но он видел их несколько по-другому.
- Сознание. В нем содержится то содержание, которое мы осознаем.
- Личное бессознательное. Это та часть психики, в которой содержатся наши воспоминания о прошлом.
- Коллективное бессознательное. Хранилище всего человеческого, что передавалось из поколения я поколение. Оно включает биологические особенности, знания, инстинкты и так далее.
Юнг также считал, что люди располагают некими формами, которые носят название архетипов.
Архетипы имеют сходство с инстинктами, но у них своя специфика. Архетипы — это врожденные тенденции воспринимать происходящее особым образом.
Например, человек с архетипом матери имеет внутреннюю тенденцию выстраивать отношения с людьми, имеющие материнские качества.
Юнг также разработал типологию личности, которая приобрели важное значение. Самое известное разделений типов — это интроверты и экстраверты.
Интроверт - это человек, предпочитающий свой внутренний мир мыслей и фантазий внешнему миру.
Экстраверт больше направлен вовне.
Теория Юнга также выдвигает положение, чти люди обладают четырьмя функциями, которые помогают им более комфортно ощущать себя в мире.
- Ощущение. Получение информации через органы ощущения.
- V- Мышление, Логическое, рациональное познание.
- Интуиция. Используется для организации сложной информации. Интуиция основана на чувстве, противоположном мышлению, которое предполагает логические, рациональные умозаключения.
- Чувства. Эмоциональный ответ на события и ситуации.
Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера.
В своих работах Альфред Адлер делает акцент на чувстве и комплексе неполноценности, роли отвержения в развитии диссоциальной личности, самооценке, концепции жизненного стиля, стрессе и адаптации, творчестве и зрелости, психическом здоровье.
Главный постулат индивидуальной теории личности заключается в том, что организм - это единая и саморегулирующаяся система. Любые недостатки в этой системе компенсируются развитием противоположных качеств, именно таким образом происходит адаптация и сохраняется целостность организма.
Адлер ввел термин «комплекс неполноценности»; по его мнению, все люди в детстве испытывают чувство неполноценности. Выраженный комплекс неполноценности может затруднять личностный рост и индивидуальное развитие. В раннем возрасте ребенок начинает обнаруживать, что кроме него есть и другие человеческие существа, которые способны удовлетворять свои потребности более полно и в какой-то степени лучше подготовлены к жизни. Как следствие такого открытия, у ребенка возникает желание расти и становиться не менее сильным, чем другие. Адлер отмечал, что чувство неполноценности не является чем-то ненормальным, оно мотивирует человека к лучшей жизни.
Борьба за превосходство.
Адлер не отождествляет агрессию с враждебностью, он представляет ее как силу в преодолении жизненных препятствий. Даже сексуальность - это способ удовлетворения стремления к власти и силе. Автор говорит, что стремление к превосходству является врожденным качеством любого человека. Существующие на земле виды должны развиваться в направлении эффективной адаптации или исчезнуть с «лица земли». Поэтому стремление к превосходству включено в эволюционный процесс развития.
Цель превосходства может быть рассмотрена в двух ракурсах:
- в позитивном - когда цель включает заинтересованность в благополучном развитии других, развитие умений и работе ради более совершенного способа жизни;
- в негативном - когда цель - борьба за личное превосходство. По мнению Адлера, эта форма - следствие сильного чувства неполноценности и приводит человека к нездоровому функционированию.
Жизненные цели.
Адлер считал, что овладение средой и ее заселение - это не основная цель индивида. Мотивирующие на развитие человека цели более специфические, они формируются, как правило, в раннем детстве и не могут быть осознаны взрослым человеком.
Формирующаяся в детстве цель жизни - своего рода компенсация чувства неуверенности, беспомощности и неполноценности в мире взрослых. Если чувство неполноценности слишком велико, то жизненные цели могут стать несколько нереалистичными, носить навязчивый или невротический характер.
Цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека, они позволяют нам интерпретировать человека. В достижении поставленной цели человек склонен принимать нехарактерные ему черты, которые могут рассматриваться как грани целевой ориентации.
Стиль жизни
- это некий универсальный способ, выбранный человеком для следования своей жизненной цели. В стиле жизни принимает участие буквально каждое душевное и телесное движение. Поэтому интерпретация отдельных характеристик или душевных проявлений человека, не учитывая его стиля, может привести к ошибочному мнению.
Наши чувства не получают реальные факты, а получают лишь их субъективные образы. Апперцепция - восприятие, включающее субъективную интерпретацию воспринятого. Как часть жизненного стиля, каждый человек создает представление о себе и мире. Адлер назвал это явление схемой апперцепции. Он подчеркнул, что схема апперцепции определяет поведение человека.