Отличительный подход Франкфуртской школы критической теории — неомарксистская идея, опирающаяся как на западный позитивизм, так и на марксистский сциентизм и в то же время занимающая критическую позицию в отношении и западного капитализма, и форм общества, созданного большевистским социализмом. В работах Франкф соц теоретиков была предпринята интереснейшая попытка соеденить марксизм и фрейдизм.
Сложности изучения оценки:
* Франкф школа формируется и развивается в границах соц фил К. Маркса, а отношения марксизма с социологией всегда были очень противоречивы
* Франкф теория была теорией критической, но сводить все функции науки к одной критической функции несправедливо.
Значение фрейдизма:
* В современной цивилизации подавляются естественные (природные) влечения человека к удовольствию, прежде всего сексуальному.
* Основная сфера сублимации в условиях современной цивилизации – экономика.
Основные представители Франкф школы:
* Вальтер Беньямин (1892-1940)
* Маркс Хоркхаймер (1895 – 1973)
* Герберт Маркузе (1898 – 1979)
* Эрих Фромм (1900 – 1980)
* Теодор Адорно ( 1903 – 1979)
* Юрген Хабермач (г.р. 1929)
Этапы:
* 1923 – открытие в г Франкфурте-на-Майне института соц исслед
* 1931 – институт возглавил Хоркхаймер
* 1932 – основан журнал «исслед по фил и соц наукам»
* 1933 – иммиграция в Швейцарию, затем в США
* 1949 – Возвращение в Германию
* 1958 – 1969 – институт возглавил Адорно
* 1969 – закрытие института
Объективный разум:
* Способность человека акцентировать мышление на проблеме сущности вещей, объективной рациональности целей, находить вечные или терминальные ценности, добро, свободу, справедливость.
Субъективный разум:
* Частичное, ограниченное выражение универсальной рациональности, или отождествление разума и рациональности
* Способность классификации, заключения и дедукции, независимые от специфики содержания, абстрактное функционирование механизма мышления.
Джордж Фридман: «Освенцим (конц-лагерь) был рациональным, но не был разумным местом»
Основополагающая идея всей концепции Хоркхаймера
* Тезис о постоянно усиливающейся дискредитации объективного разума, победе позитивиского и прагматического критерия «здравого смысла большинства»
Вся история западной цивилизации
* Становление Эго в качестве инстанции подавления и сублимации желаний, превращение их в мотивацию и производительную силу.
* В результате сублимации сексуальных импульсов приводит к фрустрации, агрессии и сопротивлению, росту иррационального в человеке.
Совместные труды Хоркхаймера и Адорно
* «Диалектика просвещения» (1947):
- критическое исследование духа Просвещения и его последствий, выражающихся в существовании многих негативных явлений в современности.
Идеи и выводы:
- Просвещение явл филос, отождествляющей истину с научной системой
- Познание, с котор имеет дело Просвещение, есть вид познания, котор наилучшим образом разделывается с фактами и оказывает эффективную поддержку субъекту в деле обуздания сил природы.
Оценка Ю.Хабермасом теории Хоркхаймера и Адорно. Переоценка экономики и труда, присущая лидерам школы как последователем Маркса, привела к переоценке ими масштабов господства экономической целерациональности и целерационального действия. Имеется в виду концепция инструментального разума Хоркхаймера и Адорно. Лидеры школы слишком пессимистически оценивали опыт развития цивилизации в Новое время. Просвещение превращается для них в миф, новую наукообразную форму старой идеи о господстве над природой и людьми. Одна из причин этого заключается, по мнению Жоржа Дюбиля, в том, что критическая теория Хоркхаймера и Адорно создавалась ими, исходя из интенции моральной идентификации с жертвами господства. Общество рассматривалось ими, как, впрочем, и Маркузе, лишенным воли и свободы. Подавленным видится и человек.