По мнению А.И. Пригожина, сущность организаций следует определить следующим образом: организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятий, учреждений), второй - для организаций союзного типа (партии, профсоюзы, любительские объединения и т.п.). При таком подходе организация выступает как система обмена между целым и его элементами.
По мнению В.В. Радаева, любая организация обладает следующим комплексом обязательных признаков:
- выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;
- набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная с заборов и службы охраны и кончая способами оправдания правомочности своего существования);
- система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
- структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу);
- специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное);
- наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.
Под организацией следует понимать систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующие вознаграждения выполняют отведенные им функциональные роли.
Пытаясь понять сущностное отличие организаций от других форм социальной организованности, есть необходимость выделить ключевой принцип создания (образования), который предопределяет их высокую востребованность на цивилизационном этапе развития человечества.
Ключевым принципом, определяющим создание (образование) именно организаций как формы социальной организованности, является рациональность. В свою очередь рациональность через определенную систему деятельности (разделение труда, кооперация и интеграция, мотивация, организовывание и т.п.) порождает важнейшее свойство организаций – эффективность. И уже эффективность в итоге обеспечивает то, ради чего создаются все организации – достижение цели.
Обозначив исходный принцип создания организаций (рациональность) и основное интегративное свойство, которое является основой их функционального предназначения как формы социальной организованности (эффективность), следует задать вполне резонный вопрос: а разве другие формы социальной организованности не могут иметь в основе своего создания и функционирования рациональность и исходить из этого принципа, а основой своего функционального предназначения иметь такое интегративное свойство как эффективность?
Если сравнивать с семьёй, то становится очевидно, что по своей человеческой природе (смыслу существования, т.е. культурно-генетической функции) и субъективной логике своего создания, семья не является организацией, т.к. ключевой принцип её создания лежит за пределами рационального. Это порождение био-генетической и культурно-нормативной программы вида homo sapiens. Семья – это, в первую очередь, сфера этноса, т.е. природного и уже на основе этого - не социального. Другое дело, что рациональность играет определенную роль при создании семьи, но значимость этого фактора - второго порядка на фоне био-генетической программы вида.
Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: единственным однозначно выделяемым критерием различения организаций и семьи является рациональность, как основной исходный принцип создания. Т.е. именно по этому основанию семья не может рассматриваться как организация. По критерию эффективности организация и семья, хотя и в редких случаях, но тем не менее, могут идентифицироваться как не различающиеся. Таким образом, можно утверждать, что обязательным и основополагающим принципом, лежащим в основе создания и функционирования любой организации, является рациональность. И это то основание, которое может лежать в основе их отличия от других форм социальной организованности.