Разрыв мира на передовой «богатый Север» и отсталый «бедный Юг» был осознан как глобальная проблема только в последней трети XX века. Среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние 40 лет этот разрыв удвоился. Доходы 500 богатейших людей в мире из перечня журнала «Форбс» превышают общий доход 416 млн беднейших людей мира.
По оценкам Программы развития ООН, доля богатейших стран-86%, средних 13 %, беднейших 1 %. Различные значения темпов экономического роста приводят к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами. Сейчас показатель дохода развивающейся страны приближается к 5 % от дохода развитой страны.
Неравенство в уровне развития «Глобального Севера» и «Глобального Юга» приводит к тому, что основным направлением трудовой миграции в мире является миграция с Юга на Север. Многие исследователи называют его в качестве причины роста антиамериканизма и ненависти к западной цивилизации в целом, причины популярности исламского фундаментализма и распространения исламистского терроризма.
Особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Любое неоправданное нарушение традиций воспринималось как сущий кошмар. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью той не тяготится, а признает ее вполне естественной.
Запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.
Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.