1.основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности, охватывающие всех людей, поскольку нет человека вне этноса.
2.универсальный критерий отличия этносов между собой – стереотип поведения – особый поведенческий язык, который передается по наследству(не генетически)
3.системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения, противопоставление «мы-они»
4.единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионароность – непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, ради которой люди могут пожертвовать всем.
5.в зависимости от соотношения пассионарного импульса инстинкта самосохранения Гумилевым описано 3 поведенческих типа: а)пассионарии б)гармоничные люди в)субпассионарии
6.статистически в этносе преобладают гармоничные особи
7.в зависимости от удельного веса пассионарности этнос в своем жизненном цикле происходит ряд стадий: Первая фаза —фаза пассионарного подъема этноса. Она продолжается около 300 лет. Основной стереотип поведения этой фазы: «Будь тем, кем ты должен быть».
Вторая фаза —акматическая фаза, которая продолжается около 300 лет. В ней пассионарное напряжение в этносе достигает наивысшего уровня. Она характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом субэтносов. Основной стереотип поведения: «Будь самим собой».
Третья фаза —фаза надлома, которая продолжается около 200 лет. Это фаза резкого снижения уровня пассионарного напряжения. Она характеризуется ростом числа субпассионариев, острыми конфликтами внутри этноса. Стереотип поведения: «Мы устали от великих, дайте жить».
Четвертая фаза —инерционная, которая продолжается около 300 лет. Это пора «золотой осени».Стереотип поведения: «Будь таким, как я».
Пятая фаза —фаза обскурации. Она продолжается около 200 лет. Пассионарное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Стереотип поведения: «Будь таким, как мы».
Шестая фаза — мемориальная, знаменующая завершение процесса эволюции этноса. 8.вспышка этногенеза является результатом пассионарного толчка, т.е. определенной органической мутации, которая вызывается космическим облучением поверхности земли.
9.этносы имеют сложную структуру и сами составляют более сложные структуры (суперэтносы).
10.направленность расходования энергии импульса пассионарности зависит от определенной идеи.
Гумилев ставит историю людей в сильную зависимость от истории идей (жизнеутверждающих и жизнеотрицающих).
Главным достижением теории Гумилева следует считать то, что он на огромном историческом материале выявил однотипную последовательную смену фаз наиболее стабильных человеческих общностей (определяемых им как этнические) – от первоначального объединения людей на основе их общего стремления следовать неким достаточно отвлеченным идеалам до превращения этой общности в нестойкий конгломерат безыдейных эгоистов.
Сам Гумилев не формулировал геополитических выводов на основании своей картины мира. Это сделали его последователи. Такое направление в целом получило название “неоевразийство”, которое имеет, в свою очередь, несколько разновидностей. Не все они наследуют идеи Гумилева, но в целом его влияние на эту геополитическую идеологию остается очень сильным.