Концепция «географического детерминизма» утверждает, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов.
Первый этап развития – мысли древнегреческих философов, политологов, прикладных ученых (географов, физиков). Важно уточнить, что геополитические идеи древнегреческих мыслителей имели в основном практико-ориентированный характер и основывались на эмпирических фактах известных конкретным философам.
- Гиппократ – книга «О воздухах, водах и местностях» (от природных условий зависит не только физический облик людей, но и их нравы и тем самым общественные порядки);
- Аристотель – труд «Политика» (различия между народами Запада и Востока, доминирование острова Крит в Эгейском море);
- Полибий – труд «География» (природные свойства народов складываются в зависимости от климата);
Парменид – пять температурных поясов (две дихотомии: континент-океан (концепция географического детерминизма была создана только в XVI в. Здесь уместно выделить первые задатки французской школы геополитики, а также крупнейшую её фигуру – Жана Бодена.
- Труды «Метод легкого познания» (1566), «Шесть книг о государстве» (1576);
- Разделение климатических зон на юг, север и умеренную зону, а также деление на Запад и Восток (южане и восточные люди более склонны к раздумьям, ремеслу, нежели воинственные народы Севера);
- Учёт влияние природных факторов (почва, ветер, горы и т.д.).
Широкое развитие географический детерминизм получил в эпоху Просвещения. Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо (1670-1742).
- «Критическая история установления французской монархии в Галлии» (1734);
- Изучение истории искусства; четыре периода развития искусства (десять лет до воцарения Филиппа Македонского; век Юлия Цезаря и Августа; век Юлия II и Льва X; век Людовика XIV);
- Воздух, которым дышит народ, является определяющим фактором развития искусства (поэты, художники – в основном южане, жили на Востоке).
Ш. Монтескье, вслед за Ж. Боденом и Ж.-Б. Дюбо, к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит прежде всего климат.
- «О духе законов» (1748);
- Влияние климата на развитие государства является решающим фактором;
- Учет факторов почвы, типа местности (ландшафта); температуры (рабство на юге – политическое и гражданское, деспотизм в Азии);
- Труд объяснял особенности социального строя, но не причины развития общества.
Влияние природных условий на общественно-политическое развитие изучалось немецкими учеными И. Гердером (1744-1805), А.Гумбольтом (1769-1859), философами И. Кантом (1724-1804) и Г. Гегелем (1770-1831)
- Иоганн Гердер (1744-1805): развитие цивилизации осуществляется под воздействием внутренних и внешних факторов (физическая природа, климат, почва, географическое положение);
- Александр Гумбольт (1769-1859): география должна давать целостную картину окружающего мира и служить конкретным социальным, политическим и экономическим целям человека; вывел термин «ландшафт»;
- Иммануил Кант (1724-1804): влияние физической среды на «моральную географию» (национальный характер), на политическую географию, на «торговую географию» (экономику) и на «теологическую географию» (территориальное распространение религий);
- Георг Гегель (1770-1831): указывал на детерминированность истории разных народов географическими факторами (обособленность крайних точек географического положения от общей оси истории); выводил общественный строй из различий земной поверхности (безводные, речные и прибрежные).
Английский историк Генри Томас Бокль (1821-1862) в своём труде объединил идеи Монтескье о роли климата с демографической концепцией Мальтуса, которого он считал «наиболее крупным авторитетом по вопросам народонаселения».
- Сделал вывод из идей Мальтуса и Монтескье (теория климатических поясов Монтескье и теория Мальтуса об ограниченности общественного продукта);
- Объяснил, почему южные, тропические народы обязаны делиться с более северными, западными своими продуктами, благами (т.е. объяснил экспансию).
- Его идеи подчеркнули развитие империализма в Англии.
Хотя идеи Бокля не были востребованы широко, попытки объяснить его идеи и разработать новую концепцию взялся Карл Риттер (1779 – 1859), впервые внёсший идеалистическую диалектику в анализ конкретного (в данном случае географического), а не исторического материала.
- Исправил идеи Бокля и Монтескье, взял за основу идеи Гердера;
- Понятие «географического индивидуума» - органическая природная область, характеризующаяся границами, связями (духовное начало, идеализм); было сформулировано под влиянием реакционной политики народов Германии.
Среди студентов, слушавших лекции Риттера, был Карл Маркс, мысль Маркса развивал и Фридрих Энгельс.
- Географическая среда влияет на человека посредством производственных отношений, возникающих в данной местности на основе производственных сил – природа и общество накладываются друг на друга;
- Прямая связь пищи и уровня развития племен (мясные и молочные продукты определяют степень развития интеллекта);
- Деление богатств на естественные средства жизни (почва, рыба, дичь, плоды) и естественные средства труда (металл, уголь, нефть, водопады, реки).
- талассократия – теллурократия; континентальные нации и центр – периферия – другая ось истории).
Но первая