Был гражданином Римской империи. Отец – язычник. Мать – ревностная христианка.
Учился в гимназии города Тагаст, попал в Карфаген.
Он знал античных поэтов, драматургов, был знаком с философией античности. Огромную роль в его жизни играл трактат Цицерона «Кортензий». Этот трактат сделал его философом. Был сторонником секты маникеев. Суть: в мире существует 2 равных силы – добра и зла, света и тьмы, которые постоянно борются между собой.
Августин отвергает античную идею вечного возвращения, согласно которой мир развивается циклично и по кругу. Августин предлагает новую линейную модель исторического развития. Согласно учению Августина есть вечность (в ней бог) и время (в нем люди).
Аврелий Августин :”В античности существовали идеи вечного возвращения, по достижению конечного круга, всё повторяется. Не может быть этого : однажды был Христос, второй раз этого не будет, по кругу человека водит бес."
Этапы истории:
- От Адама до потопа
- Потоп – Авраам
- Авраам – Вавилон столпотворение
- Вавилон столпотворение – Царь Давид
- Царь Давид – Христос
- Христос – Наши дни
В истории борются 2 города небесный (святые, праведники, подвижники, все те, кто из любви к богу доходят к презрению к себе) и земной (те, кто из любви к себе презирают бога).
Символы небесного города: церковь, Иерусалим.
Символы земного города: Вавилон, Иерусалим.
По мнению Августина Блаженного Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство — царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие — христианская церковь. «Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.