Под античной философией мы понимаем философию Древней Греции и Древнего Рима. Она возникла в конце 7 века ,в начале 6 в. До н.э. и завершила существование в 6 веке н.э.
Таким образом ,античная философия существовала 1200 лет. Не правы те философы,которые сводят ее к начальному этапу . Наиболее продуктивныя является эллинистический римский период (2 в. н.э.-6 в.н.э) В этой философии уделялось внимание религиозной и этической проблематике . Мысль способна предвосхищать будущее ,мысль способна предопределить развитие человеческой культурой . Мысль имеет пророческий смысл, программирует будущее.
Античность имеет для нас не только античный интерес ,но она сохраняет свою актуальную сущность и предназначение науки ,роль и сущность техники.
Этапы развития античной философии:
- Досократическая философия : Милетская школа. Представители : Фалес,Анаксимен,Анаксимандр ,Гераклит из Эфеса . Атомисты (Элевкипп,Демокрит) 6-сер 5 века до н.э.
- Классический этап . Сократ,Платон, Аристотель . С середины 5 до 4 века до н.э.
- Эллинистический римский этап . 3 века до н.э- 6 в.н.э.
Стоитизм (представители –Марк,Аврелий,Сенека),
Скептицизм(представители:Пиррон,Карнеад,Секст-Эмпирик),
Эпикуреизм(представители:Эпикур,Лукреций Кар),
Неоплатонизм (представители :Плотин,Парфий,Ямвлих)
Основные черты античной философии:
- Объективизм (убежденность в самостоятельном , независимым от человека существование мира)
- Космологизм (проблема космоса является главной в античной философии)
- Пантеизм ( Всюду Бог, отождествление Бога и космоса, Бога и природы)
- Политеизм ( многобожие, античные Боги предстовляют собой персонофикацию космический законов и природы стихий)
- Идея непреодолимой космической природной необходимости (идея фатума)-вера в рок.
- Героическое отношение к фатума(бесстрашие)
- Верит в идею вечного возращения или мирового года.
- Присущ безличностный космологизм ( У древних греков нет представление о Боге как об отдельно личности ,для них Бог-это космический разум)
- У Древних греков нет представления об автономной самостоятельной личности. Человек – это безличная часть космоса ,ввергнутая в космический круговорот.
- Исповедует идею целесообразности (идея телеологизма ( учение о целесообразном строении мира)
Философски итоги общинно-родовой и родовой деятельности формации.
Античная философия опирается на две формации : Общинно-родовую и рабовладельческую . В общинно родовой формации человек не отделяет себя от природы ,не существует субъект объективных отношений, в человеке преобладает интуитивно-чувственная форма познания. Человек проецирует собственную культуру и родовой общины на мир в целом . Космос и человек структурно схожи друг с другом.
На стадии рабовладельческого строя интеллект становится самостоятельным и создается интеллектуальная конструктивная модель космоса . Наиболее совершенную модель космоса представили неоплатоники ( 3-6 в до н.э.). На вершине этой конструкции находится единая (сверхчувственное ,духовное первоначало, порождающее из себя космос) Ему присуща эмонация.
Эманация- это развертывание , порождение, истечение.
Прежде всего оно порождает божественный разум или дух. Разум-это духовная структура мира,сотканная из идей Платонаю
Далее мировая душа-это начало , оживотворяющее космос. Далее природа, материя. Материя не воплощение зла, ее несовершенство обусловлено лишь тем, что она обделена божественным благом, находясь в периферии космоса.
Космос-развернутый Бог. Это и есть Пантеизм. Космос – это живое , участвующее, разумное, духовное, совершенное, божественное существо.
На стадии рабовладельческой формации человек отделяется от природы и создает интеллектуально конструктивную модель космоса. Единое – сверхчувственное, неподвижное, божественное, духовное, вечное существо.
Дух или разум – выражает духовную структуру космоса, выражение в форме идей.
Душа – принцип олицетворяющий космос
Материал – тело космоса
Пантеизм – неразрывное слияние Бога и Космоса
Бог – свернутый в себе космос
Космос – развернутый бог
Единое –> Дух =Разум –> Мир, душа + души –> Материя