(Вступление)
Согласно Дж.Локку, в "естественном состоянии" люди были свободны и наделены естественными и неотчуждаемыми правами, однако, во-первых, в одиночку реализовать их было практически невозможно, и, во-вторых, постоянно существовала угроза нападения и лишения этих прав и свобод; люди добровольно согласились поступиться частью прав и свобод для более полного осуществления других.
Господство договорной теории государства в этот период во многом объясняется резким усилением влияния науки, рационализма и гуманизма, что повлекло за собой некоторое гипертрофирование и переоценку места и значения в социальном функционировании рационального, разумного начала. Тем не менее, следует признать, что теория "общественного договора" сыграла значительную роль в становлении демократии и появлении правовых государств.
Однако по мере разочарования в возможностях достижения общества справедливости и равенства начали появляться и распространяться другие, более реалистически тории генезиса государстве В частности, оживились консервативные теории, однозначно отрицавшие договорной характер происхождения государства. Они аргументировали свою позицию тем, что никто, никогда и нигде не фиксировал заключения договора между государством и обществом. Согласно консерваторам, государство - результат исторического и политического опыта человечества, и оно должно сохраняться, уважаться и охраняться как часть традиций и обычаев общества.
Общественный договор определяет форму государства. Из этого следует, что основой для выбора формы государства является добровольное на нее согласие со стороны людей. Именно они выбирают надлежащую структуру правления. Делается это исходя из возможности той или иной структуры обеспечивать охрану естественных прав и свободы каждого человека. В качестве предпочтительной для народа структуры правления Джон Локк называл конституционную монархию.
Локк ратовал за принцип разделения властей. Философ говорил о невозможности концентрации власти только в одних руках. Первая ветвь - законодательная власть. Она должна быть представлена парламентом, то есть представительным учреждением всей нации. Вторая-исполнительная. Третья ветвь - федеративная власть, которая связана со сношениями с иностранными государствами. Вопросы этой ветви также могут находиться в ведении монарха и кабинета министров. Перечисленные ветви власти находятся во взаимодействии друг с другом. Верховная власть принадлежит законодательной власти, которая, тем не менее, испытывает на себе активное влияние со стороны других властей. Это влияние оказывается благодаря закрепленным нормативно противовесам.
Народ обладает более высоким суверенитетом, чем государство. Именно поэтому в случае, если народ оказывается не удовлетворен тем, как правитель выполняет обстоятельства составленного общественного договора ,то он имеет полное право на восстание.
Если власть перестает действовать для народа, она распускается и заменяется новой. Это происходит, когда законодательство изменяется и узурпируется тиранической властью; когда законодательная или исполнительная власть не оправдывают доверия или когда правители небрежно исполняют свои обязанности, внося в общество хаос. Когда правительство распущено, люди свободны реформировать законодательство для воссоздания гражданского порядка, который бы работал лучше всего для их интересов. Почему такой подход не приведет к постоянным конфликтам и восстаниям? По нескольким причинам: люди медленно меняют свои старые привычки; но если они несчастны, то они восстанут против любой системы; и в итоге произойдет революция либо из-за злостного злоупотребления тирана, либо из-за недоверия власти. Предложенная же система защищает от частых восстаний и беспорядков таким образом, что позволяет людям менять законы, а не свергать их силой. По мнению Локка, все страхи перед революцией глупы, потому что на самом деле они являются страхами перед весьма позитивным и добродетельным процессом восстания против несправедливого подавления, что весьма достойно и люди вправе делать так. Локк приводит пример Вильяма Барклая, сторонника абсолютизма, который также согласен с тем, что король может отречься от престола из-за злоупотреблений властью или же люди имеют право свергнуть его.
Люди - лучшие судьи в вопросе того, защищает ли их интересы их защитник. В конце Локк замечает, что покуда существует общество, полномочия, которые индивид передаёт обществу, не могут снова быть возвращены ему; и покуда действует некое правительство, полномочия, которыми его наделяет общество, не могут быть возвращены обратно. Любой из этих институтов (общество и правительство) может быть разрушен изменениями в наделивших их властью силах, но люди всегда свободны "возвести эти институты в новой форме или использовать старую форму новым образом, как они сочтут лучше".
26.