Средневековье охватывает тысячелетний период истории (V-XIV вв.), разделяющийся на два этапа – раннее Средневековье (V-X1 вв.) и классическое Средневековье (XII–XIV вв.). Главной чертой духовной культуры Средневековья становится доминирование христианской религии.
Основной религиозной идеологией западного средневековья был католицизм. Эта религиозная идеология была столь всемогущей, что по сути дела обладала приоритетом перед законом даже в судах. Церковь была монополистом в культурной и духовной жизни общества.
Самым распространенным мировоззрением этого времени было учение Фомы Аквинского. Его учение было признано единственно истинным мировоззрением католицизма.
В хр.религии выразилось стремление человека к духовной, чистой жизни. Вера в единого всемогущего Бога. Свидетельство этой любви проявляется в принятии Богом человеч. облика, в несении Богом страданий и смерти ради будущего спасения человека для вечной жизни. Спасение человека видится в его духовном обновлении и через преодоление зависимости от временного природного существования. Все это определило базовые черты средневекового мировосприятия:
1) монотеизм – вера в единого Бога;
2) теоцентризм – признание положения Бога во Вселенной как Творца всего существующего;
3) креационизм – вера в сотворение мира Богом из ничего;
4) антропоцентризм – установление центрального положения человека в сотворенном Богом мире.
Христианство противопоставляет вечное и сверхреальное цикличному и временному мировосприятию язычника, основывающего свое понимание мира на наблюдениях за природой. Вместо периодичной сменяемости природных явлений христианство утверждает однонаправленное историч. течение времени с неизбежностью его окончания концом света. Страх перед возмездием за грехи становится движущим мотивом принятия христианства. Значение этих идей состоит в утверждении души как высшей земной ценности, кот. важнее материальных благ. Каждая душа достойна любви, поэтому любовь должна стать основой человеч. отношений. Свобода понимается как высшая духовная ценность, наиболее проявляющаяся в вере.
Развивается театральное искусство, первоначально оформившееся в виде церковного театра (XI в.), на сценах которого игрались драматические литургии, затем – в виде светского театра во всем многообразии жанровых форм: фарса, мистерии, миракля, моралите.
К причинам закономерного появления средневековой культуры мы можем отнести такие явления как возникновение христианства, формирование феодальных земельных отношений, крушение римской империи.
Можно рассмотреть средневековую картину мира в двух аспектах:ценностном и сословно-структурном.
Начнем с ценностного аспекта. В Средневековье доминировала христианская религиозность. Это объясняется тем, что образованные римляне менее охотно принимали христианскую веру, чем молодые варварские народы, которым церковный ритуал не казался абсурдным (причастие кровью, вера в телесное вознесение, обещание вечной жизни в Раю, ужасы Конца времен).
Исследуя феодализм как экономический фундамент культурной жизни средневекового общества можно отметить такую отличительную черту ценностных представлений о мире как корпоративность. Человек Средних веков не мыслит себя существующим отдельно от своей социальной среды, тех мировоззренческих и поведенческих установок, которые формируются внутри корпоративной среды. В раннее средневековье корпорация является условием социализации. Именно в пространстве корпорации происходит установление прав и обязанностей человека. Но наряду с христианской религиозностью и корпоративностью другой ценностной доминантой был традиционализм – ориентация на старину и следование некогда принятым образцам.
Следующей ценностной доминантой является символизм. Символизм состоит в том, что всякий предмет земного мира понимается как символ высочайшего и совершенного Божества. Символизм пронизывает все уровни представлений средневекового человека о мире. Мы можем выделить: религиозный символизм, онтологический символизм, социальный символизм, символизм повседневности, символизм философский. Следующая ценностная доминанта состоит в иерархизме всех культурных явлений и процессов. Все сущее подчиняется законам Божьим. Человек создан по подобию Божьему, поэтому он является центром всего сущего на земле.
Наиболее важным для средневековой культуры являлся вопрос о соотношении различных иерархий и прежде всего о соотношении иерархии небесной, церковной и светской. В средние века сформировалась статическая модель мира, где каждый человек и предмет был приписан к определенному чину и в этом мире, и в потустороннем, и вырваться из этой системы было нельзя.
Другой уровень существования средневековой картины мира – сословный. В средневековой культуре принято выделять три главных структурных сословных элемента: культуру трудящихся, культуру воюющих, культуру молящихся. Наряду с религиозно-монастырской культурой структурно-сословную картину мира средневековья составляет рыцарская культура во всем ее многообразии.
11.