Две новые школы эллинистического периода стоиков и эпикурейцев- были основаны одновременно.
Эпикурейцы. Основатель — Эпикур (342\41 — 270\71 гг до н.э из семьи бедного афинского переселенца на Самосе). Первая кола эпикурейцев была основана в 311г до н.э в Митилене. Один из серьезных недостатков Эпикура: диктаторский догматизм (его последователи должны были усвоить доктрину безоговорочно, ничего не добавляя и не изменяя). От творений Эпикура ничего не осталось, кроме нескольких писем, некоторых фрагментов и изложения «основных доктрин».
Философское учение Эпикура было прежде всего предназначено для поддержания спокойствия. «Наслаждение — есть начало и конец счастливой жизни». Из 2ух родов наслаждения : динамического (когда наслаждение состоит в достижении желанной цели, причем предшествующее этому желанию должно сопровождаться страданием) и статистического (когда наслаждение включает в себя состояние равновесия, проистекающее из такого положения дел, которое было бы желательным, если бы оно существовало). Эпикур считает более благоразумным добиваться второго. Тем самым он на практике приводит к пониманию цели мудрого скорее в виде отсутствия боли, чем в виде наличия наслаждения. «Высшее благо из всех — благоразумие, это более драгоценная вещь, чем даже философия». Философия, по его пониманию, практическая система, предназначение которой — обеспечить счастливую жизнь, она требует только здравого смысла, а не какой-либо сложной подготовки. Советовал воздерживаться от общественной жизни. Мудрый постарается прожить незаметно, чтобы не иметь врагов.
Половая любовь, попадает под запрет, ибо брак и деторождение отвлечение от более серьезных целей (несмотря на то, что он сам любил детей — чужих). Самое благоразумное из общественных наслаждений - дружба. «Всякая дружба желательна сама по себе, хотя она возникает из нужды в помощи». В книге «О святости» проявляется его рвение религиозного реформатора. Он говорит о том, что физическое страдание можно переносить с помощью умственной дисциплины и привычки думать о приятных вещах, невзирая на боль. В жизни нужно избегать сильных страстей, а самое главное избегать страха. Религия поддерживала тот взгляд, что мертвые несчастны. Поэтому он искал метафизику, которая доказала бы что боги не вмешиваются в людские дела и что душа погибает вместе с телом.
Единственный выдающийся ученик Эпикура — Лукреций. Он изложил взгляды Эпикура в поэме. Именно из его поэмы мы знаем взгляды Эпикура.
Стоицизм. Основатель — Зенон (вторая половина 4 века до н. э., финикиец). Он полагал, что человек должен жить сообразно тому, как устроен мир. Вопрос об устройстве мира для него — это вопрос о том, как должна быть устроена человеческая жизнь. Мир он представлял как большое человеческое тело, организм, где все одушевлено. Он управляется законом: разумным началом в качестве судьбы. Каждый человек служит целому (миру) как отдельный орган — целому организму, т. е. для стоиков главное, что человек должен воспринимать себя как часть мира, служить ему и быть этому счастлив.
Смысл жизни, по мнению стоиков, научиться различать то, что человеку подвластно и что неподвластно и воспринимать неподвластное как должное.
Этика стоиков — этика долга. Сейчас остро стоит вопрос: если человек подвластен
законам физики, биологии и т. д., то в какой мере человек свободен? Стоики отвечали
так: внешний мир нам не подвластен, но внутренне человек свободен (счастье подвластно человеку). Добродетель — служить целому.
Стоики предложили способ организации упорядоченной жизни, который не смогли обосновать. В продолжение всей истории стоиков Сократ был главным божеством для них, его поведение во время суда над ним, его отказ от бегства, его спокойствие перед лицом смерти — все это целиком отвечало учению стоиков. Стоицизм отличная более долгой историей, но меньшим постоянством доктрина. Со временем центр тяжести перемещался (сама этика изменялась мало) : меньше говорилось об одних сторонах стоицизма, от трудов ранних стоиков остались лишь фрагменты, работы более поздних (Сенеки, Эпиктета, Марка, Аврелия — 2-1 века до н.э.) дошли до нас в виде полных книг. Мир стоиков не оставляет места для нравственности.