С 10 ыека (распространение Ислама в Башкирии), распространяется арабский алфавит. Постепенно арабская письменность приспособилась к тюркскому языку, и появился т.н "книжный язык тюрки".
Формы обмена информацией: письменная, устная, вещественная, графическая.
В эпоху соц. потрясений, когда еще не было песатный периодичнских изданий, возникла "народная публицистика".
1755 г. - "Письмо Императрице Елизавете Петровне" руководителя башкирского восстания Абдуллы (Батырши) Алиева. После того, как батырша был пойман, он просил аудиенции у Императрицы, но по дороге в Петербург заболел и ему пришлось написать ей письмо. Он убедительно раскрывает закономерность народного возмущения, кот. вызвано бесуеремонным отношением местных властей к башкирам. Аргументы автора неоспоримы, выводы логичны и последовательны.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева - Кинзя Арсланов и СЮ.
В своих посланиях Кинзя призывает присоединиться к Императору Петру 3. В призывах говорилось о наболевшем, указывались конкретные виновники бедствий, пути искоренения зла. Преобладает документализм.
У СЮпроизведения носят больше художественно-публицистический характер, наблюдается органичное слияние фольклорных и письменных литературных традиций. Вершина творчества - кубаир "Присоединяясь к пугачева, стремя в стремя с богатырями-мужами".
Автор говорит о попытках решить проблемы мирным путем,и о том, что народ вынужден прибегнуть к восстанию. Кроме этого кубаира есть другие художественно-публицистические стихотворения: "Битва", "Юноше-воину", "Стрела".
В материалах народной публицистики подчеркиваются идеи свободы, необходимость борьбы за нее; чем жить в рабских условиях, лучше умереть за праведное дело. Превалируют мотивы справедливого правителя.
В условиях постоянной антиколониальной борьбы народная публицистика сыграла важную роль в формировании общественного самосознания.