пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

реформация и контрреформация в ВКЛ. берестейская церковная уния

1. В XIV-XV вв. в разных странах Западной Европы возникли движения против господства католической церкви. Эти движения получили общее название Реформация. Реформация представляла собой широкое общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и ее роли в политической системе общества. Идейной основой Реформации был гуманизм эпохи Возрождения. Идеологи Реформации утверждали, что для спасения души верующего не нужен посредник в лице церкви. В связи с этим они выступали за ликвидацию церковной иерархии вместе с папой римским. Реформация началась в 1517 г. с выступления Мартина Лютера против торговли индульгенциями (папскими грамотами, отпускавшими грехи). Для обозначения всей совокупности направлений Реформации (лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство и др:)употребляется термин "протестантизм". На территории Беларуси первые протестантские общины начали появляться в середине XVI ст. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм. В1560-е гг. из кальвинизма выделилось движение антитринитариев (ариан) - радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. В арианстве выделяют два течения: умеренное (выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков) и радикальное( резко критиковавшее крепостничество, политику государственного насилия, феодальные войны).К умеренному течению антитринитаризма принадлежали Симеон Будный и Василий Тяпинский. Идеи Реформации в ВКЛ распространились преимущественно в шляхетско-магнатской среде (князья Радзивиллы. Кишки. Сапеги, Ходкевичи. Тышкевичи и др.). Известным представителем реформационного движения в ВКЛ, сторонником кальвинизма был Николай Радзивилл Черный. Подавляющее число мещан и крестьян сохранили православную веру. Реформация в ВКЛ завершилась в конце XVI в. Шляхта и магнаты из протестантизма возвратились в католичество.

Со второй половины XVI в. католическая церковь начала борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение получило название Контрреформации. Одним из главных орудий борьбы с Реформацией стал орден иезуитов, созданный в 1534 г. и утвержденный папой римским в 1540 г. Представители этого ордена были приглашены в ВКЛ в 1569 г. Главным идеологом Контрреформации был иезуит Петр Скарга. Активными ее сторонниками являлись Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза. Они способствовали укреплению католической церкви, поощряли деятельность католических монашеских орденов. В результате мероприятий Контрреформации упрочилось экономическое могущество и политическое влияние католической церкви, произошла клерикализация культуры. Мероприятия Контрреформации в Речи Посполитой были направлены не только против протестантизма, но и против православия. В рамках Контрреформации проведено объединение православной церкви Беларуси и Украины с католической, оформленное на Брестском церковном соборе в 1569 г. Контрреформация в Речи Посполитой фактически продолжалась до 30-х г. XVIII в.

2. Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период раскола христианской церкви на  православную и католическую (1054 г). В середине ХV в. на Флорентийском сборе  провозглашена уния,  объединявшая два направления христианства, однако  она не была поддержана православным населением ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность объединения всего населения страны с помощью единой религии – католичества. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение.

В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви.  Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при  сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках.

Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии.

Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов текста. Были выработаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане.

6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в  христианстве – униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой  переориентацию духовной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества.

В конце ХVΙ в. – первые десятилетия ХVΙΙ в.в. униатство как новая религия нередко навязывалась  силой: закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей. Убит один  из униатских епископов  И. Кунцевич, который  жестокими методами вводил новую веру в Полоцке и Витебске.

Правящие круги Речи Посполитой изменили  тактику: остановили давление на православную церковь. Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со стороны московского православия и польского католицизма он остановился на униатстве как наиболее отвечающим его национально – культурным запросам. В униатских церквях более широко, чем в храмах других компрессий, использовался белорусский язык. На рубеже ХVП-ХVШ в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу ХVШ в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян.  


02.01.2014; 23:18
хиты: 1620
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь