Семья профессора Киевской дух. академии. Медицинское образование, после революции работал по специальности à цикл "Записки юного врача", рассказ "Необыкновенные приключения доктора" (1922).
Не принял революцию 1917, предпочитал "излюбленную и великую Эволюцию", но даже к большевикам относился лучше, чем к деятелям Февр. рев. Пережил киевские перевороты власти.
Писал в 1920-х фельетоны в журн. "Гудок". Антигерой Булг. C обыватель (Василий Иванович C собирательный образ соседа по коммуналке, пьяницы и дебошира, ~ Шариков и пр.). "Неделя просвещения", "Спиритический сеанс", "Самоцветный быт", "Площадь на колесах", "Три вида свинства", "Самогонное озеро", "Счастливчик", "По телефону", "Торговый дом на колесах", "Вода жизни", "Мадмазель Жанна", "Залог любви", "Тайна несгораемого шкафа" и пр. Писал о восстановлении норм. жизни в Москве ("Бог строительства", о школьнике, идущем в трудовую школу…).
Все симпатии автора C на стороне интеллигента (проф. Преображенский и И. Борменталь в "Соб. сердце", Персиков в "Роковых яйцах" C 1925 г.).
"Дьяволиада" C злоключ. обыкновенного человека в фантастически-бюрократическом мире. Гибель C от Кальсонера, единого в 2 лицах. Нарастание комически-ужасного.
Сочетание абсолютного автобиографизма и универсализации факта + проецирование факта на метасюжет (либо Евангелие, либо Апокалипсис)
"Белая гвардия" (1927)
Подлинный дебют. Киев C не назван прямо (Город). Исторический фон C зима 1918, 1919 гг., перевороты (Булгаков насчитал в среднем 14).
Офицеры C рыцари Белой идеи. Мифологизация.
Семья Турбиных C Алексей, Елена, Николка; их родственник Лариосик Суржанский; друзья Л. Шервинский, офицеры Мышлаевский, Студзинский и пр., Най-Турс.
Ценность покоя мирной созидающей жизни, домашнего уюта в противовес советскому культу вооруж. борьбы C 1 из главнейших мотивов творчества Булг. "Капитанская дочка" C важный претекст (офицеры сравниваются с П. Гриневым, "Береги честь смолоду", безупречная служба, но их верность оказ. никому не нужной, кроме них самих). Опора в буране рев. C вечные ценности.
"Война и мир" C тоже претекст. Любимый текст братьев и сестры Т.
2 эпиграфа C из "Капит. дочки" и Апокалипсиса. + "Бесы" Достоевского.
Чтение "Господина из Сан-Франциско" Бунина.
Булгаков C певец уюта C абажуров и кремовых штор. Не любит коммуналок, быт неустроенности. Квартира из 7 комнат ("Соб. сердце"). Уют, но готовность принять всё.
Полемика с толстовской идеей об опрощении, с неоруссоизмом.
Опера: проф. Преображенский старается бывать там каждый вечер. "Б. гв." C аллюзии из "Фауста", вагнеровских опер, "Аиды". "Лен… Я взял билет на "Аид…" (ост. надпись на печной стенке C фигурально C билеты в ад).
Интертекст:
1) "12" А. Блока C полемика. Сравн. в начале: буран, буржуй, Преображенский, эксперимент, попытка рождения Иисуса (Исуса) Христа, а вместо Христа народился Антихрист.
2) Маяковский C на него пародия в виде Шарикова. Маяковский C воплощение хамства, плебейства, грубой толпы, он призывает к разрушению и хаосу.
"Записки на манжетах" (3 т.) C трудно определить жанр. Наблюдения.
Драматургия:
Писал для МХАТ (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко).
"Дни Турбиных" (пьеса шла с перерывами и запрещениями с 1926), перераб. роман "Б. гв." à громадный успех, обществ. резонанс на долгие годы, одобрение и ругань критиков. Сталину понравилась пьеса. Стало меньше мистики, символики; усилено смеховое начало. Алексей Турбин C уже не врач, а полковник, обращение в гимназии к юнкерам C не на что надеяться. Смерть Алексея (вместо Най-Турса), ранение Николки.
Красные = белым, тем, кто поднимается кверху. Готовность умереть ради идеи, за высокий идеал C и у тех, и у др.
Тема балагана, шутовства. Гетмана Скоропадского объяв. правителем Укр. в цирке! Драматург и писатель Винниченко C премьер-министр.
Сторож Максим C комедийный двойник А. Т. Скептическое отношение к героям февр. рев. и к белому движению
Лариосик C чеховский дискурс (несч., нелепые, добрые герои, "33 несчастья")
"Бег" ("8 снов"). Мистическая тема сна. Не норм. приходы и уходы персонажей, они "проваливаются", "возникают", "уносятся"…
Исход белых на юг подобен и полету, и тараканьим бегам (объедин. всё сцены в Константинополе, на тарак. бегах у Артура Артуровича). См. "Ибикус" А. Толстого C те же эмигранты, те же тараканьи бега. Азартность Чарноты и мешает ему (на бегах проигр. всё), и помогает обыграть мужа Серафимы.
Рыцари Белой идеи лишены права на трагедию C получается балаган. Трагичен лишь Хлудов (прототип C генерал Слащев, доживший до 30 гг. C застрелен братом погибшего офицера). Ведет себя как шут, рвется в Россию. Безумие, видения повеш. вестового Крапилина (+ ранний рассказ Булг. "Красная корона" 1922).
Пьесу не разрешили ставить.
Ненависть е мелким бесам, диалог героя с главным бесом.
Др. пьесы C "Зойкина квартира", "Кабала святош" (о Мольере + книга для серии ЖЗЛ "Жизнь господина де Мольера" 1932 C 33, отклонена с согласия Горького), "Последние дни" (о Пушкине), "Мертвые души", "Иван Васильевич", "Батум" (о Сталине)… Своя версия перевода "Мещанина во дворянстве" C "Полоумный Журден", инсценировка "Дон-Кихота" и др. произведений, либретто для Большого театра…
"Театр. роман" ("Записки покойника"), не законченный Булгаковым (умер) C сатирическое преломление деятельности МХАТ (режиссеры и все актеры узнаваемы, герой пытается написать для театра пьесу "Черный снег").
"Мастер и Маргарита"
Роман писался несколько лет, передел., изменялось назв. ("Роман о Дьяволе" и пр.), не закончен (не завершена правка 2 ч.). Опубл. в 1966 C 67 в журн. "Москва", с купюрами, но не рассчитан на публикацию. Событие в СССР!
Текст-миф, культовое произв. Шок советских лит.-ведов: в рецензиях и статьях. Началось осмысление романа. Его место в лит-ре? Не укладывается в схемы. Литер. ряд, аналогии?
70 гг. C активная работа с текстом (дилетанты, "народное лит.-вед."). Поиск прототипов, фактов биографии и написания. Кто Мастер C Булгаков? Роман C о Дьяволе? Маргарита C Елена Сергеевна Булгакова? Другие женщины. Дом на Садовой ("нехорошая кв.")?
Серьезные лит.-веды в мире подходят с более серьезным анализом. Интертекст! Множественность цитат и реминисценций из лит., филос., мифологии, культуролог. источников. 10 лет анализа (70 C 80 гг.). Цитаты не единичны, окруж. реминисцении полемичны. Аура произв. C в тексте романа. Цитаты из АСП à пушкинский контекст, из Грибоедова, Гоголя и т. д.
Целостная интерпрет. всего романа!
Вся русская лит., вся мировая лит., вся филос. (европейская и вост.), все религии и ереси. Флоренский, Бахтин, Гегель, Рабле, Гете ("Фауст"), Байрон, оба Дюма, В. Соловьев, манихейство, И. Кант…
Это сомнительные теории? Вчитывание собств. варианта в роман?
Мастер (до 1934 носил имя Фауст, после C Мастер):
C сам Булг. (автопсихологич. персонаж)
C АСП
C Мейерхольд
C Гоголь (сжиг. рукописи, гоголевские аллюзии и реминисценции)
C Фауст (контекст Гете)
C М. Волошин (знаком с Булгаковым с 1929, подпись C MW, связь с Воландом; образ Мастера оформился после смерти Волошина)
C невротик с суицид. манией, манией преслед., одинокий. О. Мандельштам? Разговор Пастернака со Сталиным после смерти Манд.
Бездарный Рюхин C Маяковский, зависть к АСП, пошлое объясн. гениальности.
"Пора, пора" C стих. АСП "Пора, мой друг, пора…" Мастер перефраз. это стих. Света нет, покой от обывателей.
Булгаков использует известный дискурс C немецкий романтизм. Мастер C цитатная фигура из Гофмана ("Золотой горшок"). Художник-энтузиаст противост. толпе филистеров. Любовь к неземному существу. Вмешательство потусторонних сил. Покой вдали от толпы обывателей.
То же C с другими персон., с др. элементами худ. текста.
И. Бездомный. Образ чел.! Маска:
C Демьян Бедный. "Евангелие от Демьяна"
C А. Чацкий (И. Б. появляется в романе C в ресторане "Грибоедов" C акцентируется грибоед. контекст. С корабля на бал. Роль облич. пороков, ревнителя обществ. блага. "Сумасш.", психушка.)
C Иван-дурак C фольк. русс. образ. Трансформируется в Ивана-царевича. 'Кто я теперь?" C "Дурак". Преображ. в И. Понырева, проф.
C А. Безыменский C невежественный критик, травил Булгакова в 20 C 30 гг., антирелиг. произв.
Воланд:
C амер. посол Буллит? Вечеринка (жуткая, сканд.)
C иностранцы Андре Жид, Г. Уэллс в СССР
C Мефистофель
C Сталин (по воспоминаниям мемуаристов Булг.)
Роман очень податлив по отношению к усилиям интерпретаторов. Можно найти что угодно для кого угодно.
Впечатление ларчика C обнаружение сакрального смысла, зашифрованного автором. Каждый интерпретатор по-своему ищет смысл.
Противопол. др. др. теории. Это множество вызывает сомнения. "Булгаков всё знал и читал. Книжный чел." Так ли это? Образ жизни известен. Домашняя библ. C энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Всё оттуда?
Объективный анализ противопол. вчитыванию того, чего нет.
Конец 70 гг. C Б. М. Гаспаров, "Мотивная структура "М. и М." Булгакова". Ключ. момент в истории осознания романа. Научная и серьезная основа. Роман-миф: всё постоянно движется, равно и не равно себе, текуче и зыбко. Неоднозначность. Невозм. свести содержание к 1 интерпретации. Нет эзотер., мистической идеи.
Напоминает эффект калейдоскопа, зрелище всё время меняется.
Гармония упорядоченности. Каждый элемент смысловой структуры C многоступенчатый, многоаспектный. Многогранность.
Ассоциации C реминисцентное поле для каждой грани. Пересечение множества полей.
Мастер C одновременно все вышеназв. лица, как и Бездомный, и Воланд.
Это узнаваемые источники à прелесть романа.
Кот C в то же время не кот. Роман невозможно инсценировать и экраниз., иначе всё будет редуцировано, или д. б. такой же талант, как у Булг. Мерцание подтекстов.
Отделить то, что объективно есть, от привнесенного очень трудно. Ассоциативная машина, генератор смыслов (бесконечно).
Любой чит., втягивающийся в эти ассоциативные поля невольно, превращается в соавтора. Лавинообразный процесс.
Многое не присутствует на поверхности сознания автора, но оно есть. Незнакомые Булгакову тексты тоже есть.
Анализ возможен и нужен, но сложен. Прочная основа! Субъективизм невозм. Доказательные факты, контекст булгаковского творчества.
Мотивы и ситуации, повтор. в др. произведениях автора. Худож. мир C система инвариантов.
3 стиля, 3 стилевых манеры, 3 романа, 3 истории:
C о П. Пилате и Иешуа. Торж. стиль, ориентированный на классическую латынь.
C История похождений Воланда и комп. в соврем. Москве. Фельетонный, экспрессивный, ернический стиль.
C История любви М. и М. Нейтр. стиль.
Стержень C философский диспут о природе чел. Добры ли люди? Великая эволюция (письмо Булгакова к Сталину). С этого Булгаков начинает и этим завершает. Роковое несовершенство чел. прир. Обыватели и интелл. Улучшение чел. породы C долгий путь к истине и справедл.
2 противопол. позиции:
1 C ершалаимского чел. Иешуа: "добрые люди", даже Иуда, добро в каждом чел. надо активизировать. Пилат потерял веру в людей, любит только собаку. "Царство истины и справедл." Вера в людей (тотальная), идеализм, не замеч. пороков, преувелич. масштабы доброты.
2 C Пилат: люди порочны, мерзавцы. Царство истины не наступит никогда.
Этот диспут организует все эпизоды в 1 целое.
Москва 30 гг. Впечатление от 1 ерш. главы C потрясение у чит. Всё воспринимается через призму филос. диспута. За и против.
Итоговая ред. романа C чередование моск. и ерш. глав. 1 ред. C ершалаимская ист. в начале произв., рассказ ведет Князь тьмы, инженер с копытом.
Современные главы: будто опровергают позицию Иешуа. Москва, СССР, 2000 лет после казни И. Народ C жулики, порочные люди, трусы, доносчики. "Добрые"?
Но вера Иешуа в царство истины не до конца терпит пораж. Теза C антитеза. Всё амбивалентно, поливалентно. Читатель найдет искомое. 1 толкование (идеолог.) невозм. ("сатанинский", "просталинский" роман). Мифологич. Дьявол и Иисуса как таковых нет. Иешуа C Христос и не Христос. На игре узнавания C не узнавания стоится роман. Вопрос из Евангелия, много общего (действ. люди). Иешуа моложе Христа, отец C сириец; апостол 1 C Левий Матвей. Иуда C посторонний чел.
Всё время C оговорки. Москва C 30 гг. и не 30. 1929 C Торгсин, атеистические поэмы, Соловки на 2 года. 1930 гг. C эпоха террора, исчезают люди, травля и арест Мастера, атмосфера страха; троллейбусы C с 1934 г. Эклектичность. Добро C зло, свет C тьма друг без друга невозм.
Игра C часть эстетики романа. Целевая установка Булгакова.
Линия Воланда, бесчинства свиты рассматриваются в контексте философского диспута. Цели В. C посмотреть на москвичей в массе на сеансе магии. Дальше В. не действует сам, свита C за него. Изменились ли люди за 2 тыс. лет в нравств. и дух. смысле? Испыт. на доброту, моральность C не выдержали? Жестокость, алчность
Бегемот отрывает голову конфер. Но доброта осталась C голову приставили (оч. просили!).
Квартирный вопр., любовь к деньгам. Милосердие есть, В. исчезает. И Сатана, и не Сатана.
Бал Сатаны C дьявольское действо, черная месса, злодеи всех времен и народов. Ритуал C убийство барона Майгеля, питье крови.
Др. эпизод C не похож на дьяв. Его ф-ции не сатанинские. Зло содеивается без его участия. Он наблюдает, созерцает. Предсказание смертей персон., но не убийства. Не охотится за душами.
Высказ. C сентенции. Не его воля, а констат. непреложного факта.
Демиург сотв. мир. Законы объективно сущ. Каждому C по его вере. Берлиоз (невер.) C аннигиляция. Космогония по Булг.
На этих законах зиждется мирозд. Задача В. C см., чтобы законы не нарушались. "Всё будет правильно C на этом построен мир".
В.: мир не хаотичен, существуют законы. Смерти не случайны. Дар предвид. C не мистический. Видит всю цепь связей. Разговор Берлиоза и Бездомного. Масло пролили à неотврат. гибель.
Активные действия C убили Мастера, сожгли моск. здания. Не произвол, не зло инферн. сил. Майгель обречен, его ожидает смерть. Сгорели уродл. здания, не имевшие права на сущ. Построят более совершенные.
Мастер C амбивалентная фигура. Связан с Иешуа C мученик, Голгофа, травля. Человеческая толпа ужаснее всего для Булгакова, толпа обыв. Толпа била Иешуа; требовала наказ. конферансье.
Связь П. П. и Воланда C параллельные ассоциации.
Спор о чел.: его позиция = пилатовской. Скептик, не верит в доброту людей. Ненавидит крик, даже крик страдания.
Причины C предательство. Та же сит.: Иешуа сохранил веру в чел. За это C смерть.
Мастер уходит от мира людей. Покой, не будет людей. Выращивание гомункула ("Собачье сердце", евгеника). Мечта об искусственном чел. существе. Чистое нравственное безупречное сущ.
Булгаков не дает 1-значных ответов на концептуальные вопр. Читатель найдет и полож., и отриц. ответ.
+: Бездомный превращается в историка Понырева, ученика М. Пробудилось добро в чел. душе; изменился и П. П. C от жестокого циника C к почти христианину, гуманисту.
C: Это медленный процесс. Чел-ство вряд ли изменится к лучшему. Верить можно, как в чудо.
Не обнадеж., не лишает веры.
Лунная дорога, П. П. и Иешуа + собака идут по ней. Жизнь C бесконечное вз.-действие света и тьмы. Не совсем христианский взгляд на бытие.
Что делать человеку интеллигентному в толпе обыв.?
Кварт. вопрос C во всех произв. Булг. А/ психол. герои дорожат кварт. C своими. Утраченный рай Мастера.
Опис. интерьеров 7 комнат. Этого мало. Преображ. хочет 8-ю! Рояль, кн.. абаж., ковры, шторы. Не видно того, что творится на улице. Нечто священное, сакральное. Срывание абаж. C кощунство.
Застолья у героев! Иск-во есть. Дом C микрокосм, возможность отгородиться от всех, ощутить себя в замкнутом простр. Мой мир/ толпа.
Разруха? Возможно жить в несовершенном мире, среди порочных людей, спокойно, одному. "У меня царство истины наступило".