Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.
Анализ предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами.
Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть.
К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, рецензия, комментарий, журнал.расследование.
Корреспонденция – в основе произведения лежит политическая, экономическая или социальная ситуация, рассматривается автором в ее проблемном целом. Главное отличие корреспонденции от комментария состоит в том, что корреспондент в своей работе опирается на факты, полученные из внешних источников. Корреспондент в отличие от комментатора, готовя свое произведение, собирает информацию в большом количестве источников. Корреспонденция как и комментарий является рассуждением, но в отличие от комм. корресп-я приходит к выводу, опираясь на информацию полученную из вне. Корреспонденция – авторское рассуждение основанное на фактах. Автор корреспонденции в своей работе зачастую может прибегнуть к 3-8 источникам. Кол-во источников диктуется необходимостью создать полную картину ситуации. В рез-те исследования автор должен прийти к выводу о том, чем она черевата для об-ва, о чем она свидетельствует. Вспомогательным жанром при работе над корр.журналист исп.интервью.
Статья – больше журнальный жанр, чем газетный, в статье автор может оперировать не отдельными фактами, а группами фактов, в статье факты могут быть заменяемы и всё равно приводить автора к определенным выводам. Статья часто больше, чем корреспонденция, по кол-ву источников не отличается. Статья может опираться на не самый горячий инфоповод. Статья анализирует проблему более глобально. Корреспонденция и статьи с одним и тем же инфоповодом отличает набор источников инф-ии. Грань между статьей и корр-ей тонка. В общем случае корр. отвечает на вопрос, что происходит в рамках сложившейся ситуации в конкретном месте, в рамках статьи журналист отвечает на вопрос, чем черевата или о чем свидетельствует данная ситуация (в рамках страны, об-ва, мира).
Рецензия –оперативный отклик на новые события культурной жизни, содержащие мнение автора о качествах произведения. Поводом для создания произведения может стать фильм, книга, музыкальный альбом, игры. Отдельно следует отметить жанр научной рецензии (на диплом, диссертацию). Рецензии пишут люди, которые хорошо разбираются в худ.процессе, обладают вкусов, кругозором. Рецензии могут быть как критическими, так и восторженными. Рецензия – оперативный отклик. Главная цель – в тексте автор должен ответить на два вопроса: к чему всё это? Что этим хотел сказать автор? Рецензия единственный жанр в жур-ке, в котором есть двойная рефлексия. Рефлексия – любое произв.искусства явл.отрефлексированной реальностью (авторским преломлением реальности) В рецензии может присутствовать: пересказ, низкодозированная эмоциональная оценка, оценка места произведения, рассуждение об авторской и творческой революции.
Комментарий - как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале 20 века. В основе комментария лежит личное мнение автора о том или ином событии общественной жизни. Сегодня можно говорить об общей тенденции роста комментариев. Комментарий содержит не банальную, не тривиальную точку зрения. Комментатор в своем тексте приводит небанальные аргументы и с их помощью доказывает свою точку зрения. Из комментария должен следовать ясный вывод! Который может приводиться в дидактической форме так и следовать из общих рассуждений автора. Вывод может быть представлен в виде прогностической оценки ситуации. Эмоциональная оценка в комментарии должна быть очень ограничена, сдержана, главное в нем логическое рассуждение автора. Комментатор должен высказывать конкретную позицию, но в то же время любой читатель понимает, что комментарий – жанр политический т.е. в его основе лежит возможность полемики с автором, читатель не обязан соглашаться с комментатором.
Журналистское расследование – корреспонденция на криминальную тему, выводом из которой является ответ на вопрос о том, кто виновен в преступлении. выделяется среди других жанров своим предметом. В центре его - заметное негативное явление (громкое преступление, чрезвычайное происшествие, напряжённая обстановка в каком-либо регионе или на предприятии). Проведение такого расследования требует высокой культуры общения как от журналиста, так и других его участников. Прежде всего, обсуждаться должны общественно-значимые факты, а не обстоятельства личной жизни. Корректными должны быть как вопросы, так и ответы на них. В объективности результатов расследования заинтересовано, прежде всего, общество в целом.
Цель журналистского расследования - определить эти корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие к негативному явлению. Основные вопросы, которые задает журналист-расследователь: почему? и как?