Журналистский материал в периодике - это визуальная конструкция, которая может состоять как из текста, так и из комплекса «изображение плюс текст». Читатель воспринимает конструкцию прежде всего визуально. Задача журналистского текста - донесение информации до читателя. По мере развития СМИ их создатели постоянно думали над оптимизацией этого процесса. Создание иллюстрированной периодики – один из первых шагов на этом пути. Иллюстрация – один из способов создания у читателя визуального образа, помогающего зрительно представить событие или облик героя публикации. Появление фотографии дополнило арсенал журналистики мощным документальным инструментом: снято – значит было. Эта способность фото очень быстро продвинула её с позиций иллюстрирования к информированию о происходящем. Текст при этом стал выполнять подчиненную функцию, комментирующую. Сегодня комплекс «фотоизображение плюс текст» стал широко распространенной разновидностью журналистского текста. Фотография лучше запоминается и привлекает внимание, на привлечение внимания работает комплекс: заголовок-фото-подпись к фото. Например, считается, что у каждой фото должна быть подпись, т.к. читатели всегда их читают, это возможность "завлечь" их + другие возможности, типа языковой игры и добавления других смыслов. И если не ставить подпись, то вы теряете очень много.
Фотография должна соответствовать содержанию полосы, быть профессиональной по качеству оформления, технического исполнения.
Соотношение текста и фото:
- фото может дополнять текст;
- текст может быть дополнением к фот;
- текст и иллюстрация могут дополнять друг друга.
Так возникают 3 функции фото:
- информативная;
- иллюстративная;
- оформительская.
При верстке принято, что количества текста и изображений должны находиться в соотношении 50\50. При нарушении пропорции будет «перегруз».
Снимки могут располагаться:
- при комплексной вёрстке - рядом, образуя целый блок (фоторепортаж);
- при раздельной вёрстке, где каждый снимок представляет собой самостоятельный материал, нужно размещать снимки по всей полосе, уравновешивая все её части. Снимок может быть помещён внутрь публикации с выполнением обтекания текстом.
В современной прессе чаще всего востребованы следующие жанры фотожурналистики:
- Фоторепортаж, новостная фотография – съемка конкретного события в данном месте. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка.
- Фотопортрет (индивидуальный и групповой). Нужен не только для показа внешности героев текста, но и для ознакомления с авторами ключевых публикаций. Интервью всегда сопровождается фотопортретом интервьюируемого. Главное для фотографа – лучше узнать человека, передать особенности его характера, темперамент.
- Фотопейзаж. Характерен для путевых очерков, публикаций на темы экологии.
- Фотонатюрморт, интерьерная съемка. Изображения новых электронных устройств, модных интерьеров, мебели, автомобилей и проч.
- Фоторепродукция – копия документа, фрагмент газетной или журнальной публикации. Впрочем, сегодня документы чаще копируют посредством сканера.
- Фотореклама. Снимки, сделанные по лекалам рекламы, все чаще украшают информационные рубрики, посвященные стилю, культуре.
- Коллаж – дает художественный образ, символ или является средством сатиры.
- Фотоочерк. Серия фотографий – минимум 3 снимка, – рассказывающая историю. Фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится довольно общий и скучный ряд разрозненных картинок. Срок работы над фотоочерком – от недели до нескольких недель.
- Документальная фотография. По сути, это тот же фотоочерк, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. Работа над некоторыми документальными проектами, такими как исследования немецкого общества Августа Зандера (August Sander), «Индейцы Северной Америки» Эдварда Куртиса (Edward Curtis) длились десятилетиями.
На полосе должно быть:
- Тексты
- Заголовки
- Иллюстрации
- Комментарии к иллюстрациям
Читатель обращает внимание в след порядке:
- Иллюстрация
- Комментарий
- Заголовок
- Текст
Лучше отсутствие иллюстрации, чем плохая иллюстрация!
Способы верстки:
1) Комплексный (типа фоторепортажа; используется в основном для иллюстраций с одной тематикой)
2) Раздельный
- ВСЕГДА выделяется ведущее фото
- Нужно стараться, чтоб текст посредине был в правильном прямоугольнике
- Направление и размер снимка:
- Размещать так, чтобы фото смотрело внутрь полосы
- Размер лица не меньше 10коп. монеты
- Каждое фото должно иметь четкий и ясный центр
- Иметь естественный вид: фото с эмоциями, в движении
- БЫТЬ К МЕСТУ
- Решение должно соответствовать важности события
- Количество, а не качество
- Один снимок – ведущий (! Фотостраница)
- Сначала необходимо придумать заголовок
- Комментарий нужен под каждой иллюстрацией
- Текста не много и не мало
- Прямоугольные текстовые блоки
- Изображение без рамки выглядит неряшливо – прямоугольная рамка!
- Комментарий располагается ближе к краю страницы
- Студийные снимки (постановочные):
- Обозначается в теме текста
- Не спутаешь с реальным снимком
- Иллюстрации
- Абстрактная тематика – картинки
- Инфорафика – схемы, таблицы,карты, диаграммы
Типичные ошибки:
- Обрамление (рекомендуют тонкую рамку)
- Ошибки при использовании зеркального отражения
- Размещение в овале, ромбе и т.д. – необходим прямоугольник
- Наклон
- Наложение одной иллюстрации на другую
- Наложение текста на иллюстрацию
- ПРАВИЛО!!! Когда большое изображение, а текст формой L, заголовок размещается НАД ВСЕМ, сверху по ширине полосы