При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых — описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин.
При цепной связи повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели — местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение.
Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого.
Большую роль в структуре сложного синтаксического целого может играть первое предложение — зачин. Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами целого. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и отчасти лексический состав подчинены предложению-зачину).
Законы формальной логики, определяющие структурные связи между отдельными мыслями, позволяют выделить четыре способа построения сложного синтаксического целого: повествование, описание, рассуждение, определение.
Повествование содержит рассказ о событиях, которые излагаются в хронологической последовательности.
Описаниеслужит для детального изображения состояний действительности с подробным перечислением ряда одновременно существующих объектов и их признаков.
Рассуждение – это такой вид текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их признаки, доказываются определенные положения.
Определение – это вид текста, который точно раскрывает содержание понятия, называет его родовые и видовые признаки.
Композиция – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.
К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия, диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы, письма, песни. Все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.
Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.