И все же в становлении Кольцова-поэта определяющая роль принадлежит Пушкину.
Влечение молодого Кольцова к пушкинской поэзии, к глубоко выраженной в ней, по определению Белинского, «внутренней красоте человека и лелеющей душу гуманности» заметно проявилось в стихотворении «Соловей» (1831).
Пленившись розой, соловей
И день и ночь поет над ней;
Но роза молча песням внемлет,
Невинный сон ее объемлет...
На лире так певец иной
Поет для девы молодой;
Он страстью пламенной сгорает,
А дева милая не знает -
Кому поет он? отчего
Печальны песни так его?..
Воспроизведением не только темы, но и звуковой стороны и общего стилевого и метрического строя пушкинского стихотворения «Соловей и роза» автор хотел, по-видимому, подчеркнуть свою зависимость от творчества любимого и великого поэта. Однако в романсе уже обнаруживается тот собственно кольцовский задушевный лиризм, та особая музыкальность, которая будет характерна для зрелого мастерства поэта.
Поэтическое становление Кольцова, Патриархальность и отсутствие ярко выраженных социальных мотивов как проявление творческой индивидуальности поэта.
Основные темы и идеи поэзии.
- Тема счастья («Кольцо», «Не шуми ты, рожь...», «Молодая жница», «Косарь», «Сельская пирушка», «Удалец» и др.),
В песне «Кольцо» поднимается тема ушедшего счастья ( покинул ее жених), символом которого является золотое кольцо, поэтому оно ей не чему и она плавит его.
Без него для меня
Ты ненадобно;
Без него на руке -
Камень на сердце.
В стихотворении «Удалец» лирический герой задается вопросом о его месте в мире и он приходит к выводу что на печи лежать он не может, и мужиком работающим в поле он тоже быть не рад, и в конце стихотворения он приходит к выводу что счастлив он будет только тогда, когда
За царев закон, За крещеный мир Сложить голову!..
- тема горя («Повесть моей любви», «Горькая доля», «Горе» и др.).
В стихотворении «Горькая доля» данная тема включена в двух последних строфах.
Без любви, без счастья
По миру скитаюсь:
Разойдусь с бедою —
С горем повстречаюсь!
На крутой горе
Рос зеленый дуб,
Под горой теперь
Он лежит гниёт…
- Раздумья лирического героя о судьбе («Косарь», «Как на свете жить?», «Раздумья селянина», «Дума сокола» и др.).
Стихотворение «Как на свете жить?» Лирический герой задается этим вопросомтв начале и в конце стихотворения. Данный вопрос его тревожит, потому что в жизни у него ничего нет ни золото, ни коня, ни косы и даже:
Дал мне батюшка
Лишь один талан —
Силу крепкую;
Да и ту как раз
Нужда горькая
По чужим людям
Всю истратила.
- Тема русской истории, патриотизм поэта («Ура!», «Военная песня», «Русская песня» (об Иване Грозном).
Лирический герой это молодой лихой боготырь, который оптимистично настроен и уверен в том, что на поле брани будет победителем, и ему не терпится начать битву с врагом:
Гей, товарищ мой, железный штык!
Послужи ж ты мне по-старому:
Как служил ты при Суворове
Силачу-отцу, деду-воину.
- Философская лирика (думы) как продолжение раздумий пахаря, русского человека о судьбе, о смысле жизни, о месте человека в мире и законах бытия («Великая тайна», «Человек», «Человеческая мудрость» и др.).
В стихотворении «Великая тайна» для лирического героя будущее покрыто пеленою незнания. Но в конце он приходит к выводу, что оно ему и не нужно, потому что на всё воля божья, и один бог знает как лучше для природы и для человека, нам лишь остаётся молиться.
О, гори, лампада,
Ярче пред Распятьем!
Тяжелы мне думы,
Сладостна молитва!
Записи Кольцова представляли самые различные стороны жизни народа, к чему, по-видимому, и стремился поэт.
Белинский считал 1831 г. переломным в творчестве Кольцова, когда от ранних стихотворных опытов в духе подражаний он «решительно обратился к русским песням». По-видимому, перелом этот произошел не без влияния Белинского, открывшего юноше его истинное призвание, его «настоящий род - русскую песню», которой до того Кольцов чуждался, считая этот род поэзии чем-то «простонародным, грубым и вульгарным». Но, по словам Белинского, песня и «очаровывала его в устах простого народа»
Подражателем народной песни Кольцов не стал. Развивая темы народной лирики, восприняв ее общий дух и стиль, Кольцов остался поэтом самобытным. Это именно и определило оценку его таланта, данную Белинским, отметившим в его поэзии не сюжетную близость к фольклорным образцам, но способность выразить все главнейшие элементы народного духа