Пушкин как русский национальный гений прежде всего думает о своём народе.Пушкин думает о том как развиваться русскому миру, о том чтобы это развитие было поступательное, счастливое, чтобы люди были счастливы, чтобы они реализовали все огромные потенциальные возможности., которые заложены изначально в них Богом , родителями. Пушкина интересуют пути становления личности русского человека, представителя русского мира. Русскость определяется не составом крови, а следованием ценностным установкам, присущим русскому миру.
Маленькие трагедии ,замысел: человек запада прошел очень большой путь, трагический путь своего становления. Извлечь уроки из пути становления человека запада с тем ,чтобы в русской жизни миновать все страшные опасности, которые подстерегают человека запада на каждом шагу.
Маленькие трагедии, значит опыт становления человека запада трагичен.
Место и эпоха действий в маленьких трагедиях: «Каменный гость» средневековая Испания; «Моцарт и Сальери» 18 век Австрия (Германский мир), «Пир во время чумы» 18 век Англия; «Скупой рыцарь» предположительно Франция. Эпоха средневековья и нового времени.
1.Скупой рыцарь. Главные герои барон Филип и его сын Альберт. Проблема власти золота,золото возносит барона над другими. Золото скапливается в его подвалах, стекается туда отдельными золотыми монетами.
Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя…
А этот? Этот мне принес Тибо -
Где взять ему ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще…
Он собирает, а не тратит. Ему достаточно ощущения власти над миром. Стоит ему только захотеть и «Окравовленное злодейство вползет в мои подвалы и ляжит у ног как верный пёс» и исполнит любое моё желание. «Править миром как злобный демон я могу». Сын скупой, потому что отец его не содержит. Альберт мужественен, прекрасен, но как хитрая крыса мечтает о смерти отца, чтобы тратить деньги. Он фактически готов к убийству отца. Это тонко почуствовал ростовщик. Ведь он тоже устал ждать возвращения долгов, даёт в долг Альберту. Есть у меня один знакомый, который делает яд. Капнешь в еду и человек засыпает и умирает. Как проклятый жид ты мне отца, как ты поспел. Но тонкий психолог почувствовал, что Альберт уже на грани. Основа самоутверждения личности – власть денег. Жестокий век, жестокие сердца! - Последние слова герцога трагедии.Барон умирает не от яда. Он умер во время разговора с герцогом. За ширмой спрятался Альберт, который сразу появляется после клеветы отца о том, что тот хочет его убить.
2.«Моцарт и Сальери» Моцарт светлый гений мира запада. Сальери типичный представитель человека из мира индивидуалистического самоутверждения. Он всю жизнь мечтает властвовать, выносить свой приговор. Проблема мастерства и ремесленичества. Сальери мечтает самоутвердиться за счет причисления себя к касте избранных, поэтому он и убивает моцарта, хотя и осознаёт, что он гений. Но он считает «я столько лет изучал искусство, познавал музыку»правда перед этим «разъял как труп» на составные части « поверил алгеброй гармонию». А Моцарт Гуляка праздный, все ему даром даётся . Этот гуляка не достоин своего гения, значит убить его и убил. «Гений и злодейство две вещи не совместные, правда брат Сальери» последние слова Моцарта. Уже ли я не гений. Трагедия индивидуализма, раскольников убил старуху, уже ли я тварь дрожащая.
3.Каменный гость
Полярно противоположные подходы:
а)Гуманистический подход. Дон Гуан -рыцарь любви. Он срывает ханжеские покровы с современной его средневековой испанской ханжеской морали. На что обречена молодая вдова Донна Анна: дом кладбище дом кладбище, никакого счастья. Появляется Дон Гуан дарит ей счастье любви и умирает как рыцарь. О, Донна Анна.
б)Православный подход. Пушкинский подход. Заключительная ремарка «Проваливаются» в ад Дон Гуан, поскольку он заслужил по полной пребывания в аду, но он успел сделать грешницей Д. Анну. И она бедная проваливается туда же. Статуя командора проваливается туда же он заслужил. В то время, когда он был жив он просто купил у родителей Д. Анны их дочку.
Разговор с Лепорелло перед решающей беседой с Д. анной,когда она, узнав кто он такой она все равно дает согласие, т.е. он ее уговорил. «Главное приступить, а там оно само пойдет». 2 ПРИМЕРА. Приглашает статую командора на свидания, потому что ему хочется чего то нового. Возвращается в Мадрид и тут же идет к своей прежней ЛЮБВИ, А У НЕЕ ОСТАЁТСЯ В ГОСТЯХ, ЗАСЛУЖИВШИЙ ЭТО ПРАВО ДВОРЯНИН, дон ГУАН УБИВАЕТ ЕГО И ГОВОРИТ НАЧИНАЕТ ПРИСТАВАТЬ,Лаура сопротивляется. Постой… При мертвом!НО Дон Гуан :Оставь его: перед рассветом рано я вынесу его епанчою и положу на перекрестке. Дон Гуан утверджается не за счет подвигов во славу отечества, а за счет покорения женских сердец.
4.Пир во время чумы. Вальсенгам.
а)Гуманистический подход: образ Васильгама символизирует собой человеческое мужество. Перед лицом смерти человек поднимается на вершину своего человеческого достоинства. Когда мороды трещат, люди просают дрова в камин и защищаются от зимы как от проказницы зимы запремся также от чумы .Устроем пир и тем самым мы выступим против чумы, а чума это смерть.
б)Пушкинская позиция. Васельгам остаётся в глубокой задумчивости. А это значит что он осознает свою ложь. Английский городок маленький одна улица. Большая часть населения городка умерла от чумы. Оставшаяся часть вытаскивает из домов столы на улицу и пиршествуют, когда мимо ездиют телеги с трупами. Пьют вино для того, чтобы залить страх. Священник
Ты ль это, Вальсингам? ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая, обнимал
И с воплем бился над ее могилой?
Бесы с криком тянут людей в преисподнию. Вместе они самоутверждаются на основе индивидуализма