Французские просветители провозглашали демократич. лозунги «Свобода. Равенство. Братство». Одним из самых критических философов стал Вольтер- страстный противник религии. За своё вольнодумство он был осужден и попал в Бастилию. Впоследствии был выслан из страны. Жил неск-ко лет в Англии. Участвовал в издании энциклопедии, подверг резкой критике церковь и возложил надежды на просвещ.разум. по своим соц.взглядам Вольтер –сторонник неравенства. Он был против предоставления свободы народу. Он полагал, что общ-во должно делится на образованных и богатых, а также на тех, кто ничего не имеет, обязаны работать на богачей. Вольтер считал, что народу нельзя давать образование, чтобы народ не рассуждал. Был автором «О душе», где он отверг бессмертие души, но в то же время В.признает общественную пользу религии, считая, что вера в Бога яв-ся основой нравственности.
Наибольшую известность ему принесли его философские повести «Кандид», «Простодушный», «Принцесса Вавилонская». Вершиной стала повесть «Кандид». Это фил.-сатир.повесть. внешне она строится как жизнеописание юноши по имени Кандид(простак). Он терпит много бедствий, попадает в сложные ситуации. В.приходит к выводу, что любое общество устроено несправедливо. В.изображает утопическую счастливую страну «Эльдорадо»(золотой чел-к), где золото и драг.камни не имеют ценности, они валяются под ногами. Но это утопическая страна, человеком же движет чувство собственности и жадности. В этой повести В.противопоставляет 2 фил.идеи:
1)оптимизм-её излагает первый учитель Кандида-Панглос. Панглос проповедует идею, кот.заимствует у нем.философа Лейбнеца о том, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». 2)идея пессимизма- учение о пессимизме распр-ет Мортен. Он считает, что в мире всё к худшему.
Вольтер не разделяет ни ту, ни другую идеи, считая, что добро и зло сосуществуют в мире. Единственный способ счастливой жизни- найти своё предназначение и работать. Эта идея выражена в метафоне Вольтера : «Каждый должен возделывать свой сад».