Поэзия исп.барокко развивается в 2х направл-х:
1)КУЛЬТИЗМ à Гонгора
Культисты не вводят новых тем, сюжетов, к-ые принципиально отличались бы от Ренессанса. Культисты пишут свои произвед-я в темном, трудном, непонятном стиле.
2)КОНЦЕПТИЗМ à Кеведо
Это тоже сложная для понимания поэзия. В основе мысль, выраж. в необычной форме. Сложный, метафоричный язык. Задача поэзии – расшифровать трудные смыслы жизни.
1. Луис де Гонгора (1561-1627) – «испанский Гомер». Создал особый темный стиль, что было для него средством непринятия безобразной реальности. Источники вдохновения: античная поэзия, поэзия Петрарки, арабская лирика.
Поэзия Гонгоры демонстрирует приемы барокко: двойственность мировосприятия, многозначность слова, метафоричность стиля. Г. сравнивает человека, черты его внешности с драгоценными камнями, растениями и тд. (Весь мир – огромная метафора). Г. написал около 30-ти сонетов под влиянием традиций Петрарки.
Тема жизни и смерти звучит трагично. Уродливая смерть поглощает красоту и жизнь («О тщетности человеческой жизни»). Г. сравнивает жизнь человека с мимолетным порханием бабочки, обреченной на быструю гибель.
Еще одним жанром творчества Гонгоры была сатира (сатир.стихи- летрильи). Г. критикует нравы испанской знати, порочность церкви, моральную развращенность общества.
2. Франсиско де Кеведо (1580-1645) – один из величайших сатириков в мировой литературе. В творчестве Кеведо сочет-ся традиции языческой(античной) поэзии и одновременно он обращается к Священному писанию (Плач Иеремии). Тв-во пронизано пессимизмом.
Темы: бренность человеч.жизни, непостоянство и изменчивость мира. Любовь – спасительная сила (Сонет «Любовь неизменна за чертой смерти»).
Сатира – главная в творчестве Кеведо. Он обличает испанскую власть, моральное разложение общ-ва. Тема критики исп.действит-ти легла в основу его сатирического цикла «Сновидения». Кеведо использует тематику путешествия по загробному миру Данте, но в шутовском варианте.