Барокко в переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы, жемчужина с пороком», склонность к излишествам, роскоши. Барокко появился в 16-17 вв в Италии.
Центры барокко: Рим, Венеция, Флоренция. Для философии барокко актуальным становится учение деизма (Бог восприним. как архитектор, художник, а не спаситель. Такому Богу бесполезно молиться,ему надо подражать)
Мировоззренческие установки барокко:
-Ощущение противоречивости мира, отсутствие устоявшихся форм, действительность воспринимается как непостоянная и иллюзорная («Жизнь есть сон»)
-Пессимизм, ощущение двойственности мира, неустойчивого положения человека в мире. Подобное мировоззрение восходит к католическому сознанию.
-Ведущие мотивы: борьба жизни и смерти, плоти и духа. Чел-к изображ-ся в пограничных состояниях (сон, болезнь, безумие). Чел-к проявляется в своей экзистенции (пограничное состояние между жизнью и тд).
-Театральность, игра, эксперименты героев с жизнью и одновременное воспевание смерти.
-Герой барокко – индивидуалист. Это либо изначально порочное существо, к-му нужно искупить свои грехи, либо изначально добрая, но изуродованная жизненными обстоят-ми личность.
Т.е. вся эстетика барокко построена по принципу контрастов: любовь и ненависть, уродливое и прекрасное и тд. В барокко нет гармонии.
Теоретически поэтика барокко была разработана в трактатах «Остроумие, или искусство изощренного ума» Грасиана (1648) и «Подзорная труба Аристотеля» Тезауро (1655). Суть остроумия, по Грасиану, состоит в «изящном сочетании, в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума». В «Подзорной трубе Аристотеля» он восторженно говорит о победе человеческой мысли и изобретательности над пространством и проникновении с помощью телескопа в загадки нашей солнечной системы.
Искусство с точки зрения барокко – это субъективное творчество, основанное на индивидуальном воображении писателя. Художник не выражает истину, а творит иллюзию. Задача писателя – преображение действит-ти с помощью остроумных художественных средств.
Основной худож.прием – метафора. Ценится острота слова, вычурность стиля, необычность литературных форм.
Типологические черты барокко определили и жанровую систему, которой была присуща подвижность. Характерно выдвижение на передний план, с одной стороны, романа и драматургии (в особенности жанра трагедии), с другой, культивирование сложной по концепции и языку поэзии. Преобладающими становится пастораль, трагикомедия, роман (героический, комический, философский). Особым жанром является бурлеск – комедия, пародирующая высокие жанры, грубо приземляющая образы, конфликт и сюжетные ходы этих пьес. В целом во всех жанрах выстраивалась «мозаичная» картина мира, причем в этой картине играло особую роль воображение, и нередко совмещались несовместимые явления, используется метафоричность и аллегория.