О́да— жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра. Главное место среди всех видов занимают торжественные оды. Особая судьба у торжественной оды в России.Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также с традициями античной и западноевропейской оды. Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в., что связано с личностью Петра I и его реформами.Торжественная ода в России XVIII в. — это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала.Важное место отводится всевозможным «украшениям»: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам.
Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями.В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.
В1747 г. Ломоносов пишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но в то же время Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям.Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны. Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I, которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов говорит о внешней политике Петра, укрепившей могущество русского государства. Он выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.Постепенно парадное изображение Елизаветы в оде Ломоносова тускнеет и на первый план выступает величественный образ России. Развертывается грандиозный пейзаж — мы видим гигантскую страну, омываемую морями и океанами. Ломоносов призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. Ода завершается гимном в честь наук. Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей.Глубине и значительности содержания оды соответствует ее возвышенный язык. Торжественность речи достигается употреблением наряду с коренными русскими словами старославянских слов: «кроткий глас», «сей день», «воззри на горы превысоки».В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами, поэт часто прибегает к метафоре и гиперболе.
Главная идея его творчества — быть гражданином, служить отечеству — вдохновляла передовых русских поэтов и писателей последующих эпох.
Ода М. В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном
В 1761 г Ломоносов пишет “Разговор с Анакреоном”. Это одно из последних его стихотворных произведений, которые вполне можно считать своеобразным “художественно-философским завещанием”. Именно в этом стихотворении Ломоносов выразил свое представление о задачах поэзии и назначении поэта.
Поэт сделал перевод четырёх од Анакреона и дал каждой свою оценку (I, XXII, XI, XXVIII).Это не просто оценка од, а спор, который ведёт поэт с мыслителем древности.Ода построена в форме диалога М.В. Ломоносова и древнегреческого поэта Анакреонта.
Анакреон прославлял гедонизм, то есть наслаждение жизнью, воспевая его как высшее благо человека на земле, поэтому описывал любовь, чувства «к любезной», воспевал молодость, красоту, а если и старость, то довольную и счастливую. М. Ломоносов воспевал любовь к Отчизне, героизм людей, борющихся за свою Родину. М. Ломоносов отмечает, что и он может «петь о любви», но призвание своей Музы он видит в прославлении подвигов героев.
Анакреон утверждал, что если жизнь так коротка, то нет смысла посвящать её материальному, ведь никакими сокровищам не откупиться от смерти. Потому лучше наслаждаться тем коротким мигом, который дан человеку. М. Ломоносов не приемлет такой позиции. «Правила», то есть нормы гражданского поведения, по Ломоносову, людям необходимы.
Вспоминает поэт и древнеримского политического деятеля Катона. Он покончил с собой, когда республик в Риме потерпела крах и к власти пришёл Гай Юлий Цезарь. Хотя М. Ломоносов не поддерживает Катона, но всё же симпатии его на стороне этого деятеля.
В заключении оба поэта просят живописца нарисовать портреты самых привлекательных женщин. Для Анакреона — это его возлюбленная, в которой подчёркнута её внешняя красота. А для Ломоносова — это мать. Этим именем он называет Родину, подчёркивая и внешнюю, и духовную красоту. Он мечтает, чтобы его страна была великой державой, процветающей, независимой, страной, в которой действуют справедливые законы и все проблемы решаются без войн.
Главная идея стихотворения- стремление подчеркнуть важность гражданственности, патриотизма людей, вера в светлое будущее России, его великого народа.
Художественные средства. Основной приём — противопоставление. Всё стихотворение построено на высказывании поэтом взглядов, не схожих с позицией Анакреона по многим вопросам: о смысле жизни, о назначении поэзии, о месте темы любви в ней, о прославлении Родины как главной темы творчества.Олицетворение, эпитеты, сравнение, синтаксический параллелизм, обращение, риторический вопрос.