Гавриил Романович Державин родился в 1743 году под Казанью. Отец его рано погиб, и матери было трудно дать сыновьям хорошее образование. Семья часто переезжала. Сначала Державин учился в оренбургской школе, потом — в казанской гимназии. Здесь он познакомился с поэзией Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, Василия Тредиаковского и сам попробовал сочинять стихи. С 1762 года Гавриил Державин служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. Это время поэт вспоминал как самый безрадостный период своей жизни. Он нес тяжелую солдатскую службу, а в редкие свободные минуты писал стихи. В части Державин пристрастился к картам. Решив покончить с разгульной жизнью, Державин переехал в Петербург. В это время в России свирепствовала чума, и на карантинной заставе — при въезде в столицу — поэта заставили сжечь все его бумаги. Многие из утраченных стихов Гавриил Державин потом воспроизвел по памяти.В годы Крестьянской войны (1773–1775) Гавриил Державин служил на Волге, работал в комиссии по расследованию дел сообщников Емельяна Пугачева. Участвуя в войне против Пугачева, он увидел, что восстание было вызвано тяжелейшими условиями народной жизни, злоупотреблениями помещичьей властью, разбоем местной администрации. В оде «Властителям и судиям» поэт в необычайно энергичной и сжатой форме изложил мысли и сомнения, возникавшие у него в связи с крестьянской войной.Материальное положение Державина было тяжелым, и вскоре он написал императрице письмо с перечислением своих заслуг. Поэта назначили коллежским советником и пожаловали ему 300 душ. А спустя четыре года вышла книга с одами Державина.Вскоре Гавриил Державин женился на Екатерине Бастидон. Державин звал жену Пленирой — от слова «пленять» — и посвящал ей множество стихотворений. Именно в эти годы он обрел свой собственный литературный стиль. В журналах появляются его стихи «На смерть князя Мещерского», «Ключ» и др., знаменующие новый этап в творчестве поэта.В 1783—84 Державин принимает участие в журнале «Собеседник любителей российского слова», первый номер которого был открыт одой поэта «Фелица».Склонность к превышению власти привела его в 1788 под суд. После долгого разбирательства сенат его оправдал. В 1791 Гаврила Романович стал кабинет-секретарем Екатерины II и докучал императрице своим усердием. Надежды на то, что он станет прославлять императрицу в своих произведениях, не оправдались, и она охотно рассталась с неуживчивым сотрудником. В 1795 году Державин вторично женился на Дарье Дьяковой. В 1798 вышел в свет первый том сочинений поэта. При Павле I он был назначен государственным казначеем, но не поладил с императором. Александр I назначил Державина министром юстиции, а через год освободил его от этих обязанностей.С 1807 Державин принимал участие в собраниях кружка консервативных писателей. В годы войн с Наполеоном Бонапартом Державин писал патриотические стихи и составлял проекты о мерах укрепления обороны России.В 1815 он присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина.
Творчество Гаврила Романович Державина развивалось в духе русского классицизма, но в то же время значительно выходило за его пределы. В стихах его очень часто можно заметить сочетание «высоких» и «низких» элементов, смешение стиля торжественной оды с сатирическими картинами, употребление церковнославянской лексики наряду с просторечными выражениями. Основой искусства, содержанием его поэт считает истину, разъяснять которую обязаны поэты и художники. Это «небесная истина», а поэзия есть «язык богов, голос истины, проливший свет на человека». Задача искусства — подражание природе, умение средствами искусства воспроизвести «естество», природу, т. е. объективную действительность. Понятие общественной полезности искусства было свойственно ему в высокой степени, и с этой именно точки зрения он смотрел на обязанности поэта.Введение в литературу «забавного русского слога», сочетание лирики и сатиры, просторечия и высокого стиля- крупнейшая его находкой. Державин расширил тематический охват русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью. Он сумел посмотреть на мир, на природу глазами простого человека, земного жителя. Он увидел природу и стал изображать ее в своих стихах как живое и полнокровное единство. Державин начал рисовать портреты людей, перестал описывать отдельные человеческие свойства. Это знаменовало отход Гаврила Романовича от канонов классицизма. В творчестве поэта понятие оды чрезвычайно расширяется и перестает обозначать только торжественное стихотворение. Державинские оды представляют собой сюжетные стихотворения, а не свод высказываний поэта в связи с какой-нибудь датой. Стихи Державина внесли в русскую поэзию образ автора, они познакомили читателя с личностью поэта. Поэзия Гаврилы Романовича основной своей темой берет конкретного человека. Поэт пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора выходит на первый план. .С первых шагов на своем литературном пути он проявил себя тонким мастером- живописцем. В цвете и звуке стал он передавать окружающую жизнь и природу. В русской поэзии до Державина пейзаж почти отсутствовал. Исторической заслугой Державина было то, что он ввел в поэзию «обыкновенное человеческое слово». Будничные дела и заботы людей стали вдруг предметом поэзии. Тем самым Гаврила Романович ввел в поэзию русский разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка.Глубокую и разностороннюю оценку получило творчество поэта в статьях В. Г. Белинского. Ранние отзывы его о поэте носят восторженный характер. Позднее же Белинский пришел к выводу, что Державин имел натуру художника и поэта, но по условиям времени, в которое он жил, и обстоятельствам не смог подняться до поэзии как искусства.