Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Общий предмет изображения в этих жанрах — человеческие недостатки и пороки, а также оценка этого предмета — осмеяние. От древнерусской литературы Кантемир унаследовал силлабический стих. От бытовых повестей конца ХVII века поэт воспринял способ изображения персонажей, их жизненность и правдоподобие, которые достигаются тем, что он берет типичных для своего времени персонажей, используя в их речи московское просторечие его времени. Идейную направленность сатир Кантемира, новизну конфликта определяет следование Кантемира правилам классицизма: столкновение прогрессивных просветительских идей начала века с враждебной стариной и невежеством. Сущность этого конфликта состоит в том, что в произведениях Кантемира сталкиваются с одной стороны человечность, тяга к знанию, науке, просвещению, понимаемая в духе классицизма гражданственность, а с другой стороны — ретроградство, ханжество, невежество. В сатирах Кантемира содержатся выпады против вполне определенных лиц, представляющих враждебные прогрессу и просвещению круги. Так, например, в примечании к I сатире сам Кантемир указал, что изображенный в ней епископ — это сатирический портрет архиепископа Георгия Дашкова, возглавлявшего церковную оппозицию реформам Петра.Кантемир продолжает традиции антиклерикальной литературы XVIII века, разделяя многие мысли Феофана Прокоповича. Кантемир впервые вводит в литературу сатирические образы "новоманирных" щеголей и щеголих, думающих только о своих удовольствиях "злонравных" дворян.Идеалом, из которого исходил Кантемир в своей критике, была мечта видеть Россию просвещенной, а русских людей — образованными, гуманными, истинными патриотами своей страны, способными во имя общей пользы поступиться личным, то есть людьми с истинным государственным мышлением.
1)Первая и самая выразительная из девяти сатир поэта "К уму своему. На хулящих учение" была написана в 1729 году,. Во вступлении упоминаются "девять сестер", то есть девять Муз. По мысли автора, именно они проложили самый благородный из путей, на котором человек может послужить другим людям. Но способность к творчеству, талантливость и благородство вовсе не означают благополучной и безбедной жизни. Изображая Критона, Силвана, Луку, Медора, чванливого епископа, судью-взяточника, автор освещает проблему с самых разных ее сторон. У каждого из героев свои поводы хулить (то есть ругать) и искоренять науку, свои претензии к образованным людям. Претензии одна нелепее другой, и в этом последовательно нарастающем ряду заложена художественная динамика, которая сообщает произведению пафос гневного обличения. Критона пугает в распространении знаний многое, но главное – то, что молодые люди теперь стремятся "всему знать повод и причину", а от этого из рук церковников уходят власть и доходы.Помещик Силван еще более, нежели Критон, категоричен в своих доводах. С высокомерием сытого, но недалекого человека он возводит невежество в ранг добродетели.Для Силвана стоящее знание лишь то, что может послужить приращению копейки и рубля. А вот гуляка Лука. Он ловко выстраивает целую антитезу: наука "содружество людей разрушает", а вино и веселье "людей дружат".По мысли Кантемира, Лука особенно опасен наукам из-за этого "обаяния" довольства и сытости. Не случайно, изображая Луку, поэт наделяет его отталкивающей физиологической характеристикой: "Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает". Щеголь и франт Медор, следующий за словоохотливым Лукой, подан одним штрихом, но до чего же выразительным! Молодой человек досадует, что на печатанье книг уходит слишком много бумаги. Лучше бы пустить ее на завивку кудрей. Ненависть героев сатиры к науке напрямую связана с порочным государственным устройством. Финал сатиры не так уж и простодушен. Он двойственен, как и все произведение в целом. С одной стороны, вроде бы незамысловатый житейский совет вступающему в жизнь молодому человеку не выставлять напоказ тягу к науке, а "веселить себя тайно", помалкивать, "в тихом своем углу в незнатности сидя". Но, с другой стороны, отчетливо осознаешь, насколько этот совет ироничен и горек.
2.) Спустя два месяца после сатиры «На хулящих учение…» была написана вторая сатира Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных», имеющая подзаголовок «Филарет и Евгений». В этой сатире была впервые высказана мысль о природном равенстве людей, мысль, характерная для эпохи Просвещения. Сатира «Филарет и Евгений» была также направлена против врагов петровских реформ, против представителей родовой аристократии, недовольных возвышением в новое время людей незнатных, но способных. (те,кто продавал соль и мешком потер плечи). Сатира построена в форме диалога Филарета (любящего добродетель) и Евгения (благородного). Последний перечислят заслуги своих предков, считая, что они дают ему право на занимание главных должностей в государстве. Взгляды автора выражает Филарет, который пространно рассуждает о природном равенстве людей.Право на возвышение и награду имеют труд и добродетель, а не знатность происхождения. Филарет не против "знатной породы", он-сторонник идеи о том,что знатность-это условность, все люди произошли от земледельцев.