Ранний Лермонтов – романтик. Остро выражено романтическое начало, демонизм. Личность, рвущаяся к свободе, мятежная, конфликтующая с миром. Болезнь европеизма, русский западник.раннее творчество – романтическое, индивидуальное. Лирический герой видит мир, который по отношению к нему настроен враждебно:
Никто не дорожит мной на земле
И сам себе я в тягость как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд ( 1831 года 11 дня)
Душа Лермонтова всегда должна ходить по краю бездны, она в противоречии и сильных страстях: много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей... ( 1831 года 11 дня)
В личной жизни его герой глубоко несчастен. Главная тому причина в предмете воздыхания. В стих-ии «Нищий» лирический герой сравнивается с нищим, который просит любви, как нищий просит милостыню, «но кто-то камень положил в его протянутую руку: Здесь виновата она, она оказалась неспособной на высокое чувство:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Лермонтову присуще богоборческое начало. Бог придумал страдания и герой вынужден страдать.
Характерно обращение к образу демона:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня…
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Демон выступает как неотъемлемая часть души поэта, он дразнит его, показывая недостижимые высоты, приоткрывая завесу счастья, а потом отнимает, оставляя лирического героя томиться по недосягаемому
Трагедия Лермонтова – трагедия индивидуалистической личности, непонятой.
Характерен культ сильной личности, культ Наполеона:
Там Франция! — там край ее родной
И славы след, быть может скрытый мглой;
Там, средь войны, ее неслися дни…
О! для чего так кончились они!..
Лермонтов сочувствует призраку Наполеона, жалеет о его прошедшей славе.
Трагедия метущийся души, желающий и не способной верить изображена в стихотворении «Исповедь»:Я верю, обещаю верить, Хоть сам того не испытал, Что мог монах не лицемерить И жить, как клятвой обещал… Но вере теплой опыт хладный Противуречит каждый миг…И сердце, полно сожалений, Хранит в себе глубокий след Умерших - но святых видений, И тени чувств, каких уж нет; Его ничто не испугает, И то, что было б яд другим, Его живит, его питает Огнем язвительным своим»
1832 год – пиковый для творчества Лермонтова. «Белеет парус одинокий»(1832) – эпитет «мятежный» характеризует духовное состояние героя – суть романтической души.
Кризис романтического героя – герой перестает гордиться одиночеством, перестает воспринимать его как избранничество, не гордится отчуждённость от отечества. Лермонтов разочаровывается в европейских идеалах: «Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою,
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Без веры, без надежд»( Умирающий гладиатор)
Романтизм дважды чужд русскому поэту. Это заимствованное явление. Это заимствованное явление, которое несёт губительное начало индивидуализма.