1)В. А. Сухомлинским был разработан и успешно реализован новый исследовательский метод в педагогике - эксперимент, характеризующийся единством трех компонентов: целостности, коллективного творчества и длительности. 2)В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса. В этой связи В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что педагогика должна стать наукой для всех. 3)Много внимания уделял он организации педагогического просвещения; организовал родительский университет, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу и занимались регулярно вплоть до окончания школы детьми. 4)Сухомлинский отмечал, что педагог обязан этот мир знать, ибо процесс воспитания выражается в единстве их идеалов, интересов, мыслей, переживаний. 5)Идеал воспитания Сухомлинский видит в гармонической нравственно чистой личности. 6)Ценный вклад внес В. А. Сухомлинский в теорию обучения. Он уделяет много внимания развитию мышления учащихся на уроке, воспитанию их творческого отношения к учению. Мышление, справедливо указывает В. А. Сухомлинский, начинается там, где у школьников появляется потребность ответить на вопрос, и надо специальными педагогическими средствами вызвать эту потребность ответить на вопрос, развитие интеллекта на занятиях - это показатель педагогического мастерства. 7)Новое слово сказал В. А. Сухомлинский и в области трудового воспитания. Им сформулированы его принципы применительно к современной школе: А)Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического и физического; Б)Развитие индивидуальности человека в труде; В)Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность.; Г)Раннее включение воспитанника в производительный труд; Д)Многообразие видов труда; Е)Постоянность, непрерывность труда.; Ж)Черты производительного труда взрослых в детском труде.; З)Творческий характер труда; И)Преемственность содержания трудовой деятельности; К)Всеобщий характер производительного труда.; Л)Посильность труда детей; М)Единство труда и многообразие духовной жизни. 8)Представляют большой интерес взгляды В. А. Сухомлинского на роль коллектива в воспитании детей. А. С. Макаренко разработал методику воспитания личности в коллективе, вскрыл механизмы (методика параллельного действия, выдвижение перспектив, мажорный тон жизни и деятельности коллектива, создание традиций и т. д.) благотворного воздействия коллектива на личность. 9)Учитель, по В. А. Сухомлинскому, должен иметь в виду взаимодействие духовных интересов обучающихся. В. А. Сухомлинский очень высоко оценивал роль учителя в воспитании детей. Велико, утверждал он, значение его личности, духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов учащихся. Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. «Сердце отдаю детям» (обзор положений): 1)Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. 2)Быть человековедом — значит, не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла. 3)Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их Духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. 4)Забота о живом и прекрасном постепенно вошла в жизнь детей. Какая огромная сила – коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности. Оно, как бурный поток, увлекает самых равнодушных. 5)Мы видели важную воспитательную задачу в том, чтобы детей окружал не только мир природы, но и мир труда, творчества, строительства. Человеческая красота раскрывается ярче всего в труде. 6)самое главное, что, на мой взгляд, требуется от отметки в начальной школе, — это ее оптимистическое, жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать трудолюбие. 7)Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений — одна из важнейших задач воспитания.8)В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, мы, воспитатели, должны быть особенно внимательны к нему.