В 60-е гг. Достоевский по-настоящему находит свой стиль. Он реагирует на обвинение России в пьянстве. Поразмышлять над этой проблемой он решается в романе «Пьяненькие», где главными героями должна была стать семья Мармеладовых.
У Достоевского были свои взгляды на пьянство: «самые добрые люди на Руси – пьяные. Они забыты обществом, поэтому пьянство процветает. Это знак – добро не ценят. Лучшие человеческие качества никому не нужны. Жидки пьют кровь и примиряют маски, а у пьяных масок нет».
Физической пьяницей является Мармеладов. Причины – бунт одинокого человека. Он чувствует, что Катерина Ивановна терпит его, не любит. Однако отношение автора к своему герою странное. Достоевский не принимает бунта на коленях и осуждает Семена Захаровича за детский плач. Но есть герои с опьяненным сознанием, и мотив пьянства переходит в мотив греха.
Расширяется замысел благодаря статье о судебном процессе над раскольником по вероисповедованию Чистовым, который убил двух старух с целью обогащения. Так появляется Раскольников, который после убийства напоминает пьяного, заваливающегося набок. Свидригайлов, видящий свою душу в образе пьяного мужика.