Оскар Уайльд - глава английского эстетизма. Эстетизм как новое литературное направление возник в конце XIX века и внес в литературу новые взгляды и ценности, главной из которых является красота - высшая ценность и единственная цель искусства, а поиск красоты в различных её проявлениях - это смысл жизни.
Эстетизм Уайльда, абсолютизируя Искусство, утверждает его преображающее воздействие на мир: «Великий художник изобретает тип, а жизнь старается скопировать его... Литература всегда предвосхищает жизнь. Она не копирует ее, но придает ей нужную форму».
Основа эстетических взглядов Уайльда наиболее остро проявляется в трактате "Упадок лжи":
- Цель жизни заключается в том, чтобы найти себе выражение, а именно искусство указывает ей формы, в которых она может воплотить свое стремление.
- Жизнь подражает искусству, а не искусство жизни. Жизнь разрушает искусство.
- Подлинное искусство основано на лжи. Упадок искусства XIX в. (под упадком он подразумевает реализм) объясняется тем, что "искусство лжи" оказалось забытым.
- Спасение для искусства не может быть найдено в возвращении к природе, к жизни. Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусство отражает природу, а природа является отражением искусства. Искусство ничего не выражает, кроме себя самого.
В романе «Портрет Дориана Грея»:
- остро поставлена проблема соотношения искусства и действительности, здесь писатель идет за провозглашенным в «Замыслах» тезисом: «Жизнь подражает искусству»:
- Ярко показана эстетизация нравственного растления общества, любование предметами аристократического быта, что характерно для декадентства.
- Мысль о первичности искусства - одна из центральных. Искусство отражает лишь того, кто смотрится в него. В романе портрет, как произведение искусства, отражает жизнь Дориана Грея.
- Деградация искусства впрямую связана с упадком высокого искусства лжи. Это хорошо показано и доказывается в романе на примере актрисы Сибиллы Вейн. Не зная, что такое любовь, девушка прекрасно фантазировала на сцене, как будто лгала, играя с успехом роли многих шекспировских героинь. Узнав истинное чувство, полюбив Дориана, она переживает резкий "упадок искусства лжи", в результате чего с ней как с актрисой происходит трагедия: она начинает играть плохо. И Дориан говорит ей, что "Без вашего искусства вы - ничто!".
- Понятие "прекрасное" и "красота" ставятся на самую верхнюю ступень ценностей. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования.
- Избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно – Красоту.
- Дориан карается только тогда, когда поднимает руку на прекрасное - на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет.
- Мир творений рук человеческих, возвышается в романе над миром естественным:
- Большое внимание Уайльд уделяет также одежды своих персонажей. Его Дориан Грей, пытаясь передать свое чувство к Сибил друзьям, подробно описывает не ее саму, а костюм: «Если бы вы ее только видели! Глаз нельзя было отвести от ее стройной фигуры, когда она вышла на сцену, убрана мальчиком. На ней была зеленоватая бархатная куртка с светло-коричневыми рукавами, плотно по ноге брунасті штанишки, изысканная зеленая шапчина с соколиным пером под пряжкой и плащ с капюшоном». Только мимоходом Дориан замечает, что лицо Сибилы было словно бледная роза.
- Роман насыщен подробными описаниями великосветских гостиных, дома и комнат Дориана Грея. Сам герой признается: «Я любил на красивых вещах, к которым можно прикоснуться и взять в руки. Старый грезет. зеленая бронза, лакированные безделушки, резьба из слоновой кости, изысканные интерьеры, роскошь, великолепие - все это дает немало удовольствия».
- Что же до пейзажей в романе, то они поражают своей искусственностью.«Небо теперь стало чисто опаловым, и на его фоне окрестные крыши сверкали, словно серебро». Тени серебристые, а небо сияет, словно прекрасная жемчужина. Искусственную красоту Уайльд лелеял, от природной отворачивался. Из всех творений природы он любил только цветы. Особенно часто на страницах романа появляются орхидеи и тюльпаны: «Тюльпаны на клумбах по ту сторону аллеи лучились тремтливими огнистими язычками. Белый порох трепетным облаком духовитої пудры зависал в воздухе. Словно какие-то огромные бабочки, порхали и колихались красочные зонтики цветов». Цветы у него оранжерейные, искусственно взлелеянные, будто ненастоящие
Смысл: форма превыше содержания. На протяжении романа мы видим их связь. Финал - прекрасная оболочка без накопления остается оболочкой. Он утверждает абсолютную взаимосвязь оболочки и содержания.