Подлинный литературный дебют Н.В.Гоголя - цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» - состоялся в период общей увлеченности идеей национальной самобытности, что повлекло за собой обращение как к русской, так и к малороссийской истории и культуре. «Особый интерес, - писал В.Гиппиус, - вызывала Украина - своя и не своя, соседняя, родственная и все же легко представляемая в свете полуреальной романтики, как «славянская Авзония»» Прижизненная критика обратила внимание на «веселую» сторону «Вечеров на хуторе близ Диканьки», создав общими усилиями миф о Гоголе-юмористе. В глаза бросилась пестрота слога, увлекательность историй; веселила смесь великорусского и малороссийского наречия. Мнение читателей были, в общем, едины. В этом смысле показателен отзыв Пушкина о «Вечерах.» как «истинно веселой книге». «Как черта выставить дураком» - это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и всего творчества. «Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего сочинения насмеялся вволю человек над чертом». (Письмо Шевыреву из Неаполя от 27 апреля 1847 года.) В религиозном понимании Гоголя черт есть мистическая сущность и реальное существо, в котором сосредоточилось отрицание Бога, вечное зло. Гоголь, как художник, при свете смеха, исследует природу этой мистической сущности; как человек, оружием смеха борется с этим реальным существом: смех Гоголя - борьба человека с чертом»
Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…».
Часть первая:Сорочинская ярмарка2. Вечер накануне Ивана Купала3. Майская ночь, или Утопленница4.Пропавшая грамота
Часть вторая:Ночь перед Рождеством2.Страшная месть3.Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка4.Заколдованное место.
Обращение Гоголя к украинским сюжетам в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» во многом определилось литературной ситуацией эпохи: романтическим историзмом, интересом к народной поэзии, народной культуре, национальному характеру, языку, усилившимся в России в 1820-1830-е гг., в частности, в связи с распространением идей немецких романтиков, и в первую очередь Я. Гримма.
Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки» определялся народно-демократическими взглядами Гоголя. Эти взгляды складывались у писателя под воздействием освободительного движения, всего социально-бытового окружения, а также устной поэзии и прогрессивной литературы. Демократизм Гоголя укреплялся и его дальнейшими наблюдениями над бытом помещиков. Вскоре после завершения «Вечеров» , находясь в Васильевке (июль 1832 года) , он извещал поэта И. И. Дмитриева: «народ беден» , а помещики, у которых «капиталов нет, счастливая мысль дремлет» , «рыскают с горя за зайцами» .
Отражая народные представления и собственные мечты о справедливых, разумных социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно, Гоголь в «Вечерах… » возвышает добро над злом, великодушие над корыстолюбием, гуманизм над эгоизмом, отвагу над трусостью, энергию над ленью и праздностью, благородство над низменностью и подлостью, одухотворенную любовь над грубой чувственностью. Писатель убеждает своих читателей, что власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары.
Главная цель Гоголя — воплотить красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. Следуя романтическому принципу, писатель изображает быт украинского крестьянства и казачества по преимуществу не в его повседневности, будничности, многосторонности, а главным образом в его праздничности, необычности, исключительности. Ярмарка ( «Сорочинская ярмарка») , Иванов вечер ( «Вечер накануне Ивана Купалы») , гуляние парубков и дивчин в майскую ночь ( «Майская ночь, или Утопленница») , колядки ( «Ночь перед рождеством» ) — вот что привлекает внимание писателя. Героев «Вечеров…» , отображенных в отдыхе, в праздничной гульбе, Пушкин справедливо назвал поющим и пляшущим племенем. -
Так, в рамки позитивной палитры входят естественные цвета природы: алый, зеленый, желтый, синий, голубой, серебряный: синее небо , небесная глубина , цельное стекло (о реке), река обнажила серебряную грудь. Быт жителей Диканьки передается посредством традиционной цветовой палитры: синий жупан , синие и зеленые ленты, красные сапоги , зеленый сюртук. В негативной палитре представлены специфические цвета и световые обозначения, которые не поддаются однозначной интерпретации: ярко-голубое сияние, розовый свет, прозрачно-голубой свет. Эти неясные световые проявления используются Н.В. Гоголем для символизации воздействия нечистой силы. С негативной семантикой используются в повестях черный и красный цвета, дополняющие и раскрывающие инфернальные образы в их земном воплощении: например, ведьма в образе черной кошки и черт в образе свиньи в красной свитке. С помощью цветовой метафоры автор помогает читателю не просто увидеть, но и ощутить красоту Диканьки.