пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Образ Печорина. Приемы обрисовки образа.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Печорин знает и понимает психологию людей, мотивов их поступков но он использут использует эти знания  не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича. Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным.

  •  

Храбрость и бесстрашие проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

  •  

Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть.

Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе в первой половине XIX века. Лермонтов хорошо знал природу Кавказа и воинственный быт горских народов. Впервые он приехал на Северный Кавказ в пятилетнем возрасте вместе с бабушкой, куда она привезла его, чтобы поправить здоровье. Затем Лермонтов вновь оказался на Кавказе в 1837 году. Он жил в Пятигорске, побывал в Тифлисе. Новый приезд на Кавказ был связан с участием Лермонтова в военных действиях в рядах Тенгинского пехотного полка. И, наконец, последний приезд на Кавказ в 1841 году, закончившийся дуэлью и смертью великого поэта. Хорошее знакомство с природой страны, обычаями и преданиями ее народов позволило Лермонтову создать целый ряд произведений, где звучит кавказская тематика: поэма «Исмаил-Бей», стихотворение «Мцыри», поэма «Демон», роман «Герой нашего времени». Для Лермонтова Кавказ был «жилищем вольности простой», «суровым краем свободы».

 В романе «Герой нашего времени» реалистически изображены природа Кавказа, быт и характеры горцев. Величественные горы, вершины, покрытые снегом, глубокие ущелья, куда страшно заглянуть, быстрые горные реки, реалистические детали воинственного быта, обычаев горцев все это предстает перед нами на страницах романа. В романе Лермонтова правдиво обрисованы и жестокие нравы, с древности бытовавшие в горных селениях, и даны верные описания сурового образа жизни горцев, их бедности: «Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову… у огня сидели две старухи, множество детей и один сухощавый грузин, все в лохмотьях…» Такую картину увидел Печорин, когда вошел в грузинскую хижину. Горцы на страницах романа предстают в описании Максима Максимыча и Печорина. Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча. Он же рассказывает нам о Казбиче и Азамате, о нравах и обычаях горцев. На этих рассказах лежит, однако, печать известной ограниченности понятий Максима Максимыча. Для него «черкесы» (так тогда называли всех жителей гор) — «головорезы» и «отчаянные башки». И все же Максим Максимыч не может не одобрить, например, того, что горцы чрезвычайно гостеприимны. Как ни старается Максим Максимыч «унизить» Казбича (к «рожа у него разбойничья», и его Карагез — «уж такая разбойничья лошадь»), но из этих рассказов о Казбиче встает образ сильного, смелого джигита, для которого «молодецкая воля» — самое дорогое в жизни. Рисуя характер Казбича, Лермонтов дает его портрет в реалистическом плане. За обыденной внешностью чувствуется сила: «маленький, сухой, широкоплечий», «бешмет в заплатах, а оружие в серебре», угадывается незаурядный характер. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич — человек решительных и молниеносных действий, не способный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня: убивает отца Азамата и Бэлу. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Казбич — цельная, верная себе натура, между его сознанием и поступками нет разрыва, это не испорченный противоречиями цивилизации естественный человек, а сложившийся в соответствии с простыми и ясными внушениями самой природы. Переживания его полны страстной воли, привязанности его неподкупны

. Брат Бэлы — Азамат хочет во всем походить на Казбича. Но он слишком молод и неуравновешен, вспыльчив и обидчив. Желание завладеть конем Казбича совершенно его ослепило. Однако нелегко было ему решиться ответить согласием на предложение Печорина — в обмен на Карагеза украсть сестру. «Бледный как смерть», он шепотом отвечает Печорину: «Согласен». Азамат — также «дитя природы». Он отличается той же цельностью натуры, яркой активностью и тем же кругом понятий, что и Казбич.

 

53. Образы людей демократического происхождения – Максим Максимыча и Вернера – в романе М.Ю.. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

Вся система образов в романе также подчинена главной задаче - раскрытие личности Печорина. Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного. Так считал и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный служака Максим Максимыч. В.Г.Белинский признал в Максим Максимыче «тип чисто русский». Максим Максимыч – это, по мнению Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он». Образ Максим Максимыча важен для понимания демократической устремленности творчества Лермонтова. Максим Максимыч беден, не имеет высокий чин и не слишком образован. Жизнь его складывалась трудно, а воинская служба наложила определенный отпечаток на его характер. Он рядовой армейский офицер, который многое повидал и имеет большой жизненный опыт. Служебный долг для него превыше всего, при этом Максима Максимыча характеризует жизнелюбие и способность тонко воспринимать красоту окружающего мира. Штабс-капитан наделен чувством прекрасного, гуманен и самоотвержен, умеет заботиться о людях. В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер искренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и внимание. Доброта души Максима Максимыча раскрывается и в отношении к Бэле. Он полюбил дикую черкешенку как родную дочь, глубоко переживал за ее судьбу, когда Печорин охладел к ней. Максим Максимыч заботился о Бэле, стараясь сгладить ее переживания. Он даже пытался поговорить с Печориным о судьбе девушки, не одобрял его равнодушного отношения к Бэле. Несмотря на доброту и искренность, Максим Максимыч очень одинок. Он не смог создать семьи и все время проводил в затерянной крепости, исправно исполняя свои обязанности. «Для него жить – значит служить, и служить на Кавказе», - писал Белинский. Максим Максимыч совершенно иной персонаж, чем главный герой романа. Штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и безыскусственностью, он воспринимает жизнь такой, какова она есть, не философствуя и не анализируя. Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорину, говорят не только о простоте и наивности его души, но и о довольно ограниченных способностях его ума, о неспособности понять сложный и ищущий внутренний мир главного героя: «Видно, в детстве был маменькой избалован». Существенно, что именно Максиму Максимычу автор доверяет рассказать повесть «Бэла», так как герой слишком прост, чтобы понять Печорина – в основном Максим Максимыч излагает внешние события. Для речевой манеры Максима Максимыча характерно употребление выражений и оборотов из военно-профессиональной терминологии: «пришел транспорт с провиантом»; «девки и молодые ребята становятся в две шеренги». Вместе с тем в речи Максима Максимыча как совершенно привычные, вошедшие в ежедневный обиход, встречаются наиболее распространенные местные, «кавказские», слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщица, бешмет, гяур, калым и т.п. Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающему быту. Показательно то, как с помощью слова оттеняется «непохожесть» героев. Внутренний мир Максима Максимыча раскрывается через устное слово – сказ, внутренний мир Печорина – через «журнал»-дневник, который он писал для себя. Таким образом, такой персонаж, как Максим Максимыч, весьма важен для раскрытия основной идеи произведения и характера Печорина. Этих героев сближает удаль, любовь к природе, понимание ее величия и красоты, смелость и благородство, непосредственность и искренность в общении, интерес к окружающему миру, действенное отношение к нему.

Вернер — персонаж повести «Княжна Мери»; доктор, приятель Печорина. В. — своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. — скептик, эгоист и «поэт», изучивший

«все живые струны сердца человеческого». Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), живо чувствует их добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других. В. «мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна...». В этом отношении В.— антипод Печорина. В нем все дисгармонично: чувство красоты и — телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора, как и его пррзвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. В. наделен даром предвидения. Он, еще не зная, какую интригу задумал Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля. Философско-мета-физические разговоры Печорина и В. напоминают словесную дуэль, где противники достойны друг друга. Но в отличие от Печорина В. — созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить свою судьбу. Холодная порядочность— вот «жизненное правило» В. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолет Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. 

Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Образ Грушницкого.

Сатирически обрисовано в романе так называемое «водяное общество». Главная цель приезда этих людей в Пятигорск - не лечение минеральными водами: одни приехали сюда для того, чтобы развлечься, другие, чтобы подыскать жениха дочери.

«Водяное общество», пестрое по составу, - это та среда, в которой действует в романе Печорин, это те люди, которые занимали в тогдашней России в той или иной степени привилегированное положение, и поэтому изображение «водяного общества» имеет большое значение. В членах этого общества подчеркнуты такие черты, как пошлость, беспринципность, ничтожество интересов.

Характеристика «водяного общества» дается путем изображения отдельных его представителей и беглыми, как бы вскользь брошенными, но острыми, меткими замечаниями. Так, о лечащихся на водах мужчинах Печорин говорит: «...опуская свой оплетенный стакан в колодезь кисло-серной воды, они принимают академические позы...», «Они... вздыхают о столичных гостиных, куда их не пускают».

Лермонтов обрисовал дворянское общество, которое собралось на водах, кратко, но чрезвычайно выразительно. В романе даны как групповые, так и индивидуальные образы, выполненные в манере сатиры и иронии. Однако всех этих лиц объединяют далеко не положительные черты.

Для "водяного общества" характерны: поверхностность интересов, наличие ложной культуры и ценностей, интриги

Грушницкий – центральный персонаж романа «Герой нашего времени». Его образ контрастирует с образом главного героя, Печорина. Грушницкий - молодой юнкер, лечащийся на водах по причине ранения в ногу. Грушницкий и Печорин «встретились старыми приятелями», так как уже были знакомы и на протяжении всей повести довольно много времени проводят вместе. Грушницкий является типичным представителем «водяного общества». Он приехал сюда отнюдь не чтобы любоваться красотами природы, а сделаться «героем романа». В романе характеристику Грушницкого нам дает Печорин. Позер, выдающий себя за романтического героя, говорит он «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные, страдания. Производить эффект — его наслаждение». Самодовольством, самоуверенностью так и веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему; он упоён своей речью. «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Его солдатская шинель является его особенностью, благодаря ей, Мери приняла его за разжалованного офицера и проявила к нему интерес. Грушницкий очень доверчив, он верит Печорину, когда тот убеждает его, что княжна влюблена в него; он идет на поводу у драгунского капитана и соглашается на эту подлую дуэль. Внутри него шла борьба, он не хотел быть убийцей, не хотел быть подлецом и хотел отомстить. Когда Печорин потребовал перезарядить пистолет, Грушницкий понял, что всё кончено. Но он не стал просить прощенья, не стал отказываться от своих слов, и последние его слова были исполнены трагедией, которой он так добивался. Возможно, если бы он был старше, опытнее, он кончил бы иначе, так, как предсказывал Печорин. Если бы он не позволял другим людям управлять собой, он был бы не так смешон. Печорин сыграл на его тщеславии и самолюбии, драгунский капитан использовал его злость. Возможно, спустя какое-то время он перестал бы подражать другим и стал самим собой, но встреча с Печориным всё решила. На протяжении всей повести автор не жалел Грушницкого, лишь высмеивал. Но вознаграждение за невыгодный образ стала эффектная смерть нелюбимого героя.

Особое место в романе занимают женские образы, с помощью которых автор раскрывает образ Печорина.

Впервые характер его раскрывается во взаимоотношениях с Бэлой (16 лет). О внешности Бэлы известно, что она хороша собой: "...«Прелесть! – отвечал он..."  "...она была хороша: высокая, тоненькая...""...не один Печорин любовался хорошенькой княжной..."  "...азиатская красавица..."   "...это милое личико!.." По вероисповедания Бэла - мусульманка: "...Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича..." . Ее образ очень поэтичен: «...высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Однако Печорин понимает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». В Бэле любовь к Печорину соединяется с чувством собственного достоинства. Поняв охлаждение к себе, она не желает оставаться игрушкой даже в руках у любимого. В ряду женских образов образ Бэлы является одним из самых трогательных.

Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Загадочен образ «ундины» (18 лет) :"...Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица… В ней было много породы Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно..."

Ундина" - это девушка, которую Григорий Печорин встречает в Тамани. Настоящее имя "ундины" не указано в романе. Печорин называет ее ундиной и русалкой. Однако надежды на любовь обернулись для героя враждебностью, а свидание — схваткой, поскольку он в стремлении к новому стал нежданным гостем в среде контрабандистов. Мери Лиговская(16 лет) – хорошо воспитанная девушка, она умна, способна на настоящее чувство, сентиментальна. Княжну Мери Печорин заинтересовал потому, что она видела в нем « героя романа в новом вкусе». Печорин видел в Мери светскую барышню, избалованную поклонниками. Однако его отношение к княжне смягчается, когда он обнаруживает, что в Мери растет искреннее чувство. Загадочный рассказ Печорина о себе приводят к тому, что Мери начинает его жалеть. Через некоторое время она признается ему в любви, но главный герой отвергает её любовь. В итоге чувство к Григорию приносят ей страдание.. Вера зарисована только в её отношениях к Печорину. В ее образе Лермонтов воплотил образ самозабвенной, преступающей через запрет общества любви, которая не становится меньше от понимания пороков влюбленного. Вера по-прежнему любит Печорина как рабыня: "...Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!.." Но Печорин не способен сделать Веру счастливой. Он мучает ее своим эгоизмом и холодностью."...тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий..."Несмотря на это, Вера принимает Печорина таким, какой он есть. Она прощает его эгоизм: "...это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями


15.06.2019; 12:24
хиты: 0
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь