Глубинный уровень внутрижурналистской конкуренции определяется понятием «ЛУЧШЕ» (сказать, написать, объяснить).
В журналистике, призванной (по первой своей, первородной функции) сообщать о случившемся всем, кого это хоть в малой степени касается, существует и внешний (или поверхностный) уровень конкуренции, легко определяемый словом «БЫСТРЕЕ».
Итак, суть конкуренции в журналистике ясна: быстрее или/и лучше. И конкуренция здесь идет в том числе и между теми СМИ, которые технологически находятся в разных «весовых», точнее было бы сказать — разных «временных» категориях.
Но существует еще один уровень конкуренции в журналистике, возникший в связи с тем, что журналистика производит продукт, потребителем которого являются в первую очередь люди. Поэтому к конкуренции по поводу «быстрее» и «лучше» добавляется еще и конкуренция по поводу «больше нравится».
Журналистика – это конкуренция по поводу «быстрее», «лучше» и «больше нравится» («интереснее»), где справедливая самооценка в любом случае менее важна, чем даже весьма субъективная или несправедливая опенка аудитории.
Словом, журналистика — это соревнование, причем повседневное, ибо конкуренция на информационном поле не прекращается ни днем, ни ночью, ни в будни, ни в праздники.
И аудитория (читатели, слушатели, зрители), и главные редакторы (тренеры) ждут от журналистов не моральной чистоты, а профессиональных успехов, побед над конкурентами.
Мораль отходит на второй план. Вряд ли какой-либо главный редактор уволит того, кто пишет быстрее, лучше и интереснее других, являясь не слишком порядочным.
Отметим наиболее распространенные в настоящее время приемы недобросовестной конкуренции, постоянно используемые в российских СМИ. Эти приемы в своей совокупности хорошо характеризуют ту атмосферу, которая царит сегодня в российской журналистике как в бизнесе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА, то есть властных возможностей структур, стоящих за теми или иными СМИ, для увеличения подписки, распространения или сбора рекламы, снижения ставок аренды помещений, оплаты типографских услуг и т. п.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТИРАЖА изданий в сторону, естественно, завышения для повышения значимости издания в глазах аудитории и особенно рекламодателей. Фальсификация этих данных является нарушением сразу нескольких законов (о СМИ, о правах потребителей и т. п.).
ПЕРЕМАНИВАНИЕ СОТРУДНИКОВ НА ОСНОВЕ НЕАДЕКВАТНОГО (ИНОГДА МНОГОКРАТНОГО) ЗАВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОПЛАТЫ.
РАЗМЕЩЕНИЕ ПОД ВИДОМ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ РЕКЛАМНЫХ ПО СУТИ ТЕКСТОВ за оплату наличными деньгами, не проходящими через бухгалтерию. Позволяет избегать налогообложения и тем самым экономить значительные средства, чего не могут себе позволить добросовестные конкуренты.
ПРОНИКНОВЕНИЕ К ОФИЦИАЛЬНЫМ (ТО ЕСТЬ В ПРИНЦИПЕ ОБЩЕДОСТУПНЫМ) ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ЭКСКЛЮЗИВНОСТИ С помощью нелегальной оплаты предоставления информации либо в обмен на другие негласно предоставляемые средствами массовой информации услуги.
ПЛАГИАТ, который могут использовать журналисты любых СМИ, в том числе и печатных, приписывая себе, например, оригинальные выводы и умозаключения, почерпнутые в публичных и непубличных выступлениях экспертов, а также своих телевизионных коллег.
Будучи безупречным в ссылках на чужие источники информации и аргументацию, вы получаете уникальную возможность выдавать аудитории собственную эксклюзивную информацию и собственные оригинальные оценки, одновременно гарантируя максимальное соблюдение своих прав и на первое, и на второе.
У СМИ есть только одно — доброе и уважаемое имя, авторитет (всё остальное — производное от этого). А свое доброе имя, если на него кто-либо покушается, можно и должно защищать всеми методами и до конца. Даже совсем малоизвестному журналисту или изданию остаться без доброго (в той или иной мере) имени — значит вообще выпасть из системы СМИ, обречь себя на профессиональную смерть.