“Воистину нет повести печальнее на свете, чем повесть о свободе и печати. Нет повести и яснее, банальней, очевидней”, - считает Третьяков. Он изложил все мысли в тезисах.
Выделим главные.
1. Истории не известен ни один пример того, когда кто-либо пошел на смерть собственно за свободу слова, тем более за чужую.
Люди осознанно идут на смерть за свою семью, свою родину, свою религию или идеологию, наконец — за свою свободу или за свою честь. Сама по себе свобода слова не относится к настолько абсолютным и всеохватывающим ценностям, как пять перечисленных.
2. «Свобода печати в буржуазном обществе есть зависимость писателя от денежного мешка» — а это утверждение Владимира Ленина. На определенном этапе своего развития свобода слова и свобода печати, безусловно, входят в систему основных ценностей либеральной демократии (строя, который, в общем-то, существует сегодня и в России).
3. «Свобода слова есть осознанная необходимость денег» — Юрий Нагибин. Он отличился свободомыслием в публикации своих книг и зарабатывании денег при Советской власти, когда существовала реальная цензура, главный орган которой назывался Главлит. Отсюда термин — «залитовать», то есть «разрешить к публикации».
4. В жизни современного русского общества и современной русской журналистики свобода слова, с одной стороны, безусловно, существует, а с другой — как реальность (а не мифологема) может быть точнее всего описана только суммированием вольтеровского, ленинского и нагибинского определений.
5. Свобода слова (и в идеальном декларировании, и в реальном функционировании) является одним (не единственным) из краеугольных камней современной демократической политической системы, но не высшей ценностью ни самой этой системы (ее высшими ценностями являются выживание, или самосохранение, и экспансия), ни тем более жизни вообще.
7. Прагматизм рыночной демократии (и вытекающая из этого прагматизма ее высокая конкурентоспособность) приводит к тому, что человеческие инстинкты в рамках этой демократии стараются не подавлять, а использовать во благо сохранения самой демократии как формы существования общества и государства.
Правда — это всего лишь известный нам на сегодня объем истины, но не вся истина. Если запретить движение от правды к истине (то есть свободное высказывание различных идей и мыслей, пусть кажущихся кощунственными сегодня), то конкурентоспособность такого общества будет подорвана — вперед вырвутся другие.
Свободно выраженную мысль государству легче контролировать, чем мысль не высказываемую.
8. Свобода слова и является институтом тотальной власти общества над самим государством, бюрократией, деньгами и общественными пороками.
Институт свободы слова — это религия современного демократического общества.
9. Церковь часто контролировала светскую власть, но когда дело доходило до угрозы самому существованию либо власти, либо государства, либо общества, государственная власть не боялась противостоять и Церкви. Тем более не боится противостоять институту свободы слова.
12. Свобода слова сегодня в России не только существует. Как и во всех обществах, находящихся на стадии анархо-демократии, она, по сути, абсолютна.
Это не означает, что в России нет проблем со свободой слова и угроз для нее.
13. В предыдущих тезисах я, как правило, употреблял лишь один термин — «свобода слова». Между тем нужно различать, как минимум, пять терминов и, соответственно, пять социальных ценностей и выстроенных на основе их социальных институтов: свобода слова, свобода печати, цензура, свобода конкретных СМИ, свобода массовой информации.
Свобода печати закреплена законодательно, наличествует в реальности, но для общества в целом воплощается как совокупность текстов и образов во всех российских СМИ, а не в каждом в отдельности. В принципе — это приемлемый стандарт.
Цензура запрещена законодательно, фактически отсутствует в практике всех СМИ, кроме корпоративной цензуры, юридически, впрочем, тоже не существующей.
Характеризуя ситуацию в целом, я с полной ответственностью могу сказать, что отдельные ограничения всех этих свобод и, напротив, отдельные элементы неофициального цензурирования с лихвой перекрываются особенностями функционирования уже свободной, но пока еще не до конца ответственной русской прессы в обществе со слабой властью.
14. Свобода печати в России существует для тех журналистов, которые способны и имеют возможность работать в ее рамках, а свобода массовой информации – для тех, кто имеет возможность следить за передачами всех основных телеканалов и регулярно читать шесть-семь газет и два-три еженедельника разных политических направлений.
Впрочем, это проблема не собственно свободы слова и свободы печати, а более глубокая общественная проблема.
15. Свобода слова (печати) для журналиста – такая же функциональная потребность, как и язык, письменность. Свобода слова (печати) — это просто более полная возможность оглашать и публиковать все мысли, а не их ограниченный набор. Цензура не спасает от глупости, так же как и свобода печати не гарантирует появление лишь умных текстов.
16. Не только власть периодически испытывает на прочность институт свободы печати. Это делает и само общество, в том числе самое свободное и самое либеральное.
18. ИТОГ: свобода печати есть один из краеугольных камней свободного и демократического общества, который, однако, очень часто используется и в качестве камня за пазухой, и булыжника как оружия, причем пролетариатом реже, чем другими социальными группами.