С развитием государственности, в особенности после греко-персидских войн, когда в V в. до н.э. в результате политической борьбы усилилось влияние демократической партии, оживилась деятельность народных масс во внутренней жизни греческих передовых полисов. В связи с этим развивалось и ораторское искусство - красноречие.
Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики явл. Эмпедокл.
Виды ор.иск.: 1) политическое красноречие, 2) судебное красноречие, 3) эпидейктическое, торжественное красноречие
ГОРГИЙ (485–380 ГГ. ДО Р.Х.) Был одним из виднейших ораторов своей эпохи. Наибольшую известность принесла Горгию Олимпийская речь, о необходимости совместных усилий в борьбе против персов. Полностью сохранились лишь две речи, написанные на сюжеты мифов о Троянской войне: «Оправдание Паламеда» и «Похвала Елене».Горгий был теоретиком красноречия. Его приемы до сих пор называются горгиевыми фигурами.
ЛИСИЙ (459–380 ГГ. ДО Р.Х.) Судебные речи. Стал проф. оратором только в старости. Первая речь Лисия «Против Эратосфена» - единственная, которую произнес лично. Все остальные речи писал для других. Его речи просты и безыскусны, фразы кратки. Создал галерею характеров.
ИСОКРАТ (436–ЗЗ8 ГГ. ДО Р.Х.) Мастер торжественного красноречия. Происходил из богатого рода и оставался противником демократии. Впервые появляются элементы публицистики, главная тема – политика спасения Эллады: объединение греков для борьбы против персов. Эта программа выражена в речи «Панегирик», созданной в 380 году до Р.Х. Предпочитал распространять речи в письменном виде►Было положено начало письменному красноречию. В 392 году до Р.Х. создал школу красноречия, которая стала прообразом первого университета. Из этой школы вышли выдающиеся ораторы, историки, полководцы, политические деятели.
ЭСХИН (389–314 ГГ. ДО Р.X.)Был политическим антиподом Демосфена. Не получил спец. риторического образования. Стал оратором, оставив профессию трагического актера. Из 3 сохранившихся речей две– «О предательском посольстве» и «Против Ктесифонта о венке» – относятся к полемике с Демосфеном. Оратор был в ссылке на Родосе за проигранную тяжбу.
ДЕМОСФЕН(384–322 ГГ. ДО Р.Х.)Упорным трудом, длительными упражнениями изживал физические недостатки. Антимонархист и защитник демократии.«Филиппики» – цикл речей, против македонского царя Филиппа. Из внутриполитических полемика с Эсхином. Речи отличались убедительностью, последовательностью изложения, страстностью. Покончил с собой, когда демократия в Афинах окончательно пала.