Д. Дидро утверждает в своем творчестве разумное начало и естественность человека. В эту эпоху капиталистическое разделение труда начинает превращать человека в «частного» и «частичного». Реализм Просвещения уже не выдвигает таких мощных титанов, как искусство Возрождения. Мощь духа, колоссальный накал общечеловеческих страстей сменяются ловкостью, изворотливостью, предприимчивостью героя. Искусство демократизируется и обращается к жизненному материалу из самых разных слоев, включая низы общества. Пристально прослеживается общественная жизнь людей. Ведущим жанром литературы становится социально-бытовой роман. Сфера внимания художников расширяется. Дидро боролся за правду в искусстве. Таким образом, Дидро прямо ставил перед художниками и писателями задачу реалистического изображения повседневной жизни. Французские просветители полагали, что красота – естественное свойство самой природы, такое же как вес, цвет, объем. Д. Дидро (1713-1784) разделил красоту на два вида: 1) реальную, объективную красоту, существующую до и после появления человека (отношения частей внутри предмета, отношения однородных и неоднородных предметов); 2) красоту относительную, существующую лишь для человека (предмет соприкасающийся с сознанием человека). Дидро уравнял красоту с добром, эстетику с этикой. По Дидро, прекрасное в природе – естественное, в ремеслах – виртуозное, в нравах – моральное, в искусстве – правдивое. За своими философскими взглядами Дидро был механистическим материалистом. В определенном смысле он опередил дарвинизм, поскольку считал, что у биологического вида человека есть своя предыстория. Пройдя сложный путь в своем духовном развитии, Дидро стал последовательным атеистом. Именно из этих позиций он рассматривал исторический процесс и современный мир. Он заигрывал с монархами, считая, что просвещенный абсолютизм — одна из наилучших форм государственного уклада.
По мнению философа, решающую роль в воспитании наций должны играть искусство, литература и театр. В области художественного творчества для Дидро хорошо то, что правдиво отображает жизнь, а не только отвечает требованиям изысканного вкуса и просвещенного ума.
«Племянник Рамо» (1762 — 1779) был написан Дидро в форме диалога. Дидро и другие французские просветители часто обращались к диалогу не только потому, что он давал возможность популяризировать философские или научные идеи, но и потому, что использование диалога позволяло видеть мир диалектически. Главный герой — это реально существовавшее историческое лицо Жан-Франсуа Рамо, племянник знаменитого композитора Жан-Филиппа Рамо. Это был умный и одаренный человек, но он опустился, став паразитом и попрошайкой, и умер на больничной койке.В произведении Дидро племянник Рамо предстает собирательным, социально-обобщенным типом, который характерен для предреволюционной эпохи; одной из главных его черт стала, по определению Гегеля, «разорванность сознания». Беседу с племянником Рамо ведет философ, который видится с ним в знаменитом кафе «Регентство». В этом диалоге, как и в ряде философских трудов, Дидро выразил свое диалектическое понимание мира: в противоположность метафизически устойчивым и неизменным сущностям человеческой природы в понимании XVIII в. Дидро увидел их диалектическую изменчивость. «Разорванность сознания» проявляется в образе мысли и образе жизни Рамо.Содержание произведения составляла оживленная беседа, развернувшейся в одной из кофеен Пале-Рояля, между анонимным философом и безымянным племянником композитора Рамо. Философ выражался в соответствии с просветительских идей разума, благотворительности. Собеседник в ответ осыпал его парадоксами, циничными и развратными выражениями. Внешность Философа оставалась неизвестной читателю. Внешность племянника Рамо чрезвычайно изменчива. Философ видел собеседника не впервые, однако каждый раз разным - его вид зависел от благосклонности богатых покровителей. Эта изменчивость внешности позволили сосредоточить внимание на том, что больше всего интересует самого Дидро, - разорванности сознания его персонажа. Рассказы, сплетни, размышления племянника Рамо представляли собой смесь возвышенного и низкого, к тому же последнее в большинстве случаев преобладает.
Племяннику Рамо известны все возможные способы существования в среде знатных и богатых людей, которые условно можно разделить на следующие этапы: сначала лесть, затем пресмыкательство и, наконец, исполнение роли шута. Наверное, осознание этого и позволяет ему горячо ненавидеть сильных мира сего.
Главный герой чувствовал сущность общества, в котором жил. Беспомощность нравственной позиции Философа перед циничными разоблачениями племянника Рамо - это своего рода самокритика просветительского разума, осознание его сравнительно с противоречиями и сложностями жизни.
Один из основных жизненных выводов племянника Рамо заключался в следующем: "В природе все породы животных пожирают одна другую, в обществе истребляют друг друга все сословия".
Как и большинство произведений Дидро, "Племянник Рамо" выступал маленькой энциклопедией мыслей, чувств и настроений писателя, включает в сжатой, афористической форме острые и тревожные проблемы жизни.