искусство барокко (от итал. barocco – причудливый, странный) – художественный стиль в европейском искусстве конца XVI – середины XVIII вв., отражающий кризис идей и художественных принципов эпохи Возрождения. В творениях многих художников этого стиля в характере человека подчеркиваются уже не гармоническое начало, а слабость, зависимость от сверхъестественных сил, от рокового стечения обстоятельств. Пессимистическое восприятие жизни нашло отражение не только в творчестве художников, но и поэтов, драматургов. В этот период – Контрреформации – усиливается влияние католической церкви, что отражается на тематике произведений искусства. Героями становятся мученики за христианскую веру, разного рода аскеты и проповедники. Разумеется, в искусстве барокко проявляются и гедонистические мотивы, но они сочетаются с мотивами покаяния, и, как правило, аскетическая доктрина одерживает здесь верх. В изобразительных искусствах прямые линии, радостные краски, присущие искусству эпохи Возрождения, заменяются в барокко затейливыми, извилистыми линиями, темными и мрачными тонами, резкими контрастами. Поэзия становится вычурной и манерной: стихи пишут “в виде” бокала, креста, ромба. Искусство барокко – явление противоречивое, в его рамках было создано немало разноплановых значительных художественных произведений.
Грасиан-и-Моралес Бальтасар, испанский писатель, философ, родился 8 января 1601 г. в семье врача в селении Бельмонте (Арагон). Из-за бедности родителей был отдан в школу ордена иезуитов, затем учился в университете Сарагосы. По окончании университета стал профессором философии и риторики в колледжах и университетах Испании. В 1637 г. написал трактат "Герой", чем вызвал неудовольствие капитула ордена иезуитов, а в 1640 г. - книгу "Политик", которая не понравилась королю Филиппу IV Габсбургу. В 1646 г. издал трактат "Благоразумный", где изложил нравственные принципы аристократического воспитания, а в следующем году - книгу "Обиходный оракул, или Искусство быть благоразумным" (в русском переводе книга вышла в 1739 и 1760 гг. под названием "Придворный человек"). В ней даны 300 правил житейской мудрости. В 1651-1657 гг. Грасиан написал большой роман с аллегорией "Критикой". В нём мрачная картина действительности, наполненная абсурдом, предрассудками, ловушками для неискушенного человека, противопоставлена гармонии природы в образе человека-дикаря, волею судьбы оказавшегося в условиях цивилизации XVII века. Подлинно европейскую славу принесли Грасиану его нравственно-морализаторские труды, переведённые в начале на французский язык, а затем и на все основные европейские языки, после чего Грасиан стал считаться основателем жанра афористической литературы. Ввёл в обиход термин "вкус". Умер в городе Тарагона 6 декабря 1658 г.
Э.Тезауро родился в Турине, в зажиточной дворянской семье. В двадцатилетнем возрасте он вступает в Общество Иисуса. После получения высшего образования Тезауро — профессор риторики в университетах Кремоны и Милана. В этих городах учёный проявляет себя также как одарённый и популярный проповедник. К этому времени (1618—1621) относятся и первые его литературные пробы — он сочиняет эпиграммы (которые, впрочем, публикует в более позднее время), и пишет первую трагедию Эрменгильдо. Приехав в Неаполь, Э.Тезауро проводит занятия по теологии, из-за содержания которых вступает в конфликт с рядом членов своего ордена. В 1623 году он уезжает в Милан, где продолжавет заниматься теологией; здесь также он пишет трактат о выборе девизов для дворянских гербов. В 1634 году Тезауро покидает орден иезуитов, однако сохраняет священнический сан. В 1670 году Э.Тезауро выпускает первое собрание своих сочинений в туринском издательстве Заватто, в котором написанные им на латинском языке драматические произведения он перевёл на итальянский. Центральным трудом в творчестве Э.Тезауро было изданное в 1654 году сочинение Подзорная труба Аристотеля. Подзорная труба является одним из крупнейших литературоведческих трудов эпохи барокко и включает в себя разработку теории риторики, в том числе метафор, изучение антропологических корней такого явления, как остроумие, и др. С постоянной оглядкой на Риторику Аристотеля, Тезауро сообразует все возможные формы человеческого самовыражения с развитием метафорического, художественного языка. Целью учёного и писателя в этой работе является дать революции поэтического, художественного языка теоретическую основу.
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон).
Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали. В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, мадригалы.