Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы диалектики.
Диалектика как наука - это сложная система. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории, связанные разнообразными связями. Центральной идеей диалектики является мысль о единстве и борьбе противоположностей и единстве всего сущего. Таким образом диалектика — это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления. Объективная диалектика - это диалектика самой действительности, ᴛ.ᴇ. это движение и развитие в самом материальном мире как в едином и взаимосвязанном целом.
Субъективнаядиалектика - это диалектика мышления, ее субъективность состоит по сути в том, что она отражается в сознании человека в формах человеческого мышления, ᴛ.ᴇ. в понятиях, суждениях и умозаключениях. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, а объективная - первична, поскольку субъективная есть отражение объективной, поскольку она совпадает с ней по содержанию, и та и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам. Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принцип(начало, основа) — фундаментальное теоретическое положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются: принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма и др.
Основными принципами диалектики являются:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития;
- принцип системности;
- принцип причинности;
- принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.
Связи бывают:
- внешние и внутренние;
- непосредственные и опосредованные;
- генетические и функциональные;
- пространственные и временные;
- случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Существенные связи — устойчивые, глубинные связи, определяющие специфику данного явления. Закономерные связи — законы, характеризуют необходимую связь явлений, ход их развития.
Универсальность принципа развития является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
- вечность, неуничтожимость истории, мира;
- его существование и развитие во времени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ длится всегда.
Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.
Принцип системности: системность означает, что многие связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуя целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Историзм подразумевает 2 аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимось истории, мира и его существования и развития во времени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ длится бесконечно.
Наиболее важными являются два принципа. Это принцип развития и принцип всеобщей связи. Принцип всеобщей связи: в первую очередь, диалектика оперирует понятием связи под которой принято понимать взаимозависимость вещей и процессов окружающего мира. Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир.
Размещено на реф.рф
В качестве примера можно назвать пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические связи.
Проводя классификацию связей важно отметить, что они часто носят соотносительный характер:
1. внешние и внутренние (наиболее распространенный вид связи);
2. непосредственные и опосредованные;
3. генетические и функциональные;
4. случайные и закономерные;
5. временные и постоянные;
Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается.
Важным в диалектике является понятие взаимодействии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. Обобщенно взаимосвязь и обусловленность явлений выражается в принципе детерминизма.
Детерминизм в широком смысле слова – такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений, которая основывается на причинности и закономерности). Длительное время в философии господствовал механистическийдетерминизм, базировавшийся на понимании связи как однозначной (ᴛ.ᴇ. крайне важно й) и постоянной. Причинность приравнивалась к крайне важно сти, случайность исключалась из рассмотрения, считалась незначительной.
Для механистического детерминизма характерно очень жесткое понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающие во внимание вероятностный статистической формы закономерности. Особенность механистического детерминизма состоит в том, что детерминация рассматривалась как вызванная внешними причинами (условиями). Все процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими действие извне.
Согласно диалектико-материалистической концепции детерминация причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, ᴛ.ᴇ. необходимым образом. Эта связь может носить статистический вероятностный характер.
Размещено на реф.рф
Статистическая детерминизация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив, кроме этого эта детерминация включает в себя и случайность.