пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

исторический роман имджиннок (содержание, структура, отличие от художественного романа)

Тема войны с Японией была предметом многих произведений того времени. Это исторические записи, дневники, воспоминания участников войны и, наконец, беллетризованные рассказы о военных событиях, которые были записаны под общим названием Имчжин нок. Корейские исследователи насчитывают более 20 вариантов этого произведения, которое относится к «историческим малым речениям» ёкса сосоль или, как принято называть в российском корееведении, — к жанру исторического романа. Участники войны вели подневные записи событий. Здесь прежде всего следует назвать дневник Ли Сунсина) «Дневник, записанный в годы хаоса». Автор другого дневника «Записи по дням в годы дракона и змеи»  Ли Ло $ # (1544-1598). Он сражался в добровольческих отрядах провинции Кёнсандо и в течение двух лет вел записи. Примером исторических записей о японском вторжении в Корею могут служить «Записи о том, как извлекать уроки прошлого в назидание будущему» Чинби нок Ш <& Ш, составленные учеником философа Ли Тхвеге Лю Соннёном Щ д£ Ш (1542-1607).

Все названные сочинения были написаны на китайском языке. Первым прозаическим произведением о войне, созданном на корейском языке, были записи воспоминаний сына Лю Соннёна— Лю Чина (1582-1635), который во время войны двенадцатилетним мальчиком был

разлучен с родителями и скитался по центральным и северным провинциям. На склоне лет он описал на корейском языке то, что пришлось пережить, и назвал свои воспоминания Имчжин нок.

Возможно, те варианты исторического романа Имчжин нок, которые распространены теперь, были созданы на основе известных дневниковых произведений о войне, а также многих неофициальных историй яса, написанных теми, кто пережил японское вторжение. Исследователи выделяют два ксилографических издания романа — отпечатанное в Сеуле и в Чончжу (пров. Чолла). В первом — три квона, во втором — два. Ксилограф, аналогичный сеульскому (по содержанию и объему), хранится в рукописной коллекции С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. Описание особенностей романа сделано мной на основе именно этого текста.

Имчжин нок— бессюжетное произведение. Все повествование состоит из серии отдельных историй, которые связаны друг с другом либо хронологически, либо тематически. Так же, как в разделе «Основные анналы» исторического сочинения, каждое событие в романе, как правило, помечено годом и луной. Так, например, война начинается с появления огромного числа японских кораблей, которые «покрыли все море». Это сообщение датировано четвертой луной года имчжин. 11-й луной года мусуль (1598) помечена смерть Хидэёси и связанные с ней дальнейшие эпизоды войны. Так же, как в «Основных анналах», целая история, по времени занимающая несколько месяцев, а иногда и лет, может быть подключена к событию, помеченному определенной датой. Например, под 19-м днем 11-й луны года мусуль помещено сообщение о том, что Ли Сунсин атаковал японский флот, но был убит в сражении. Далее рассказывается о том, каких посмертных почестей и наград был удостоен Ли Сунсин, и здесь же приводится его биография— описание необычных способностей, которыми он отличался еще в раннем детстве.

Эпизоды романа объединяются еще и по темам, как правило, они группируются вокруг ведущих фигур — участников войны, героев и антигероев. Так, первый квон посвящен трагическим событиям в стране в связи с нападением японской армии под предводительством Хидэёси. Хидэёси и выступает главной темой, вокруг которой объединяется действие в начале романа.

«Записи событий года имчэюин» начинаются с географической и исторической информации о Японии и ее отношениях с соседними странами, Кореей и Китаем. Далее повествование обращается к виновнику трагедии Хидэёси. Представление Хидэёси и его путь от безвестности к положению верховного властителя дан в традициях народной сказки: сначала речь идет о происхождении и чудесном рождении (упомянут даже сон  матери о драконе, который проникает в ее лоно), при этом, отмечена его необычная внешность и особые таланты. Затем (как в сказке, а также традиционной корейской повести) герой покидает дом и встречает помощника-покровителя, который и «ведет его по жизни». Следует рассказ о военных успехах Хидэёси и о том, как он объединил всю Японию под своей властью. Таким образом, в начале повествования Хидэёси представлен как герой-устроитель, «организатор» государства со всеми присущими подобному персонажу характеристиками. Однако положительные героические свойства Хидэёси сохраняет только до тех пор, пока он действует в пределах своей страны. Как только он решает встать на путь покорения Кореи и Китая, его характеристика резко меняется: теперь он полон честолюбивых помыслов и обуян гордыней. Он и его сподвижники каждый раз оказываются в ситуациях, в которых проявляются их самые худшие качества (коварство, жестокость, алчность). В Имчэюин нок образ Хидэёси выписан по образцу «отрицательного правителя», действия которого приносят несчастья стране. Фигуры таких правителей представлены, например, в разделе «Основные анналы» в «Исторических записях трех государств» Ким Пусика, где запись о царствовании такого «отрицательного правителя» сопровождается сообщениями о появлении знаков грядущих бедствий. О таких знаках рассказывают и «Записи событий года имчэюин»: например, тигр вошел в Пхеньян, вода в реке Ханган стала кровавого цвета, собрались черные тучи и стояли семь дней, река Тэдонган потекла вспять.

В исторических сочинениях, как правило, представлен тип подданного, который, часто ценой своей жизни, пытается обуздать «дурного правителя». В романе в качестве таких подданных выступают герои войны. В повествование персонажей вводит сообщение об их деяниях. Например, главное деяние Сон Санхёна, погибшего в самом начале войны в сражении за Пусан, — акт сыновней почтительности: перед смертельной битвой он кровью пишет отцу стихи о своей преданности, а далее рассказывается о сражении и его гибели. Другой персонаж, Чон Мунбу, появляется в самый критический для страны момент, когда армия оказалась разбитой, а народ бежал в горы. Чон Мунбу принимает решение создать армию добровольцев и для этого отправляется в горы, чтобы собрать народ. После этого вступительного эпизода описывается успешная борьба добровольческих отрядов с врагами. В повествование включен не только строгий фактический материал, ряд эпизодов посвящен действиям «монахов-волшебников», которые сумели привлечь чудесные силы для победы над японским войском.

Следует обратить внимание на распределение повествовательного материала по трем квонам. Так, первый квон заканчивается поражением корейской армии и разорением страны, но на последних листах появляется фигура Чон Мунбу, который решает организовать добровольческие отряды. Второй квон и начинается с первых шагов Чон Мунбу по реализации своего замысла, и далее, весь квон посвящен успешной борьбе народных отрядов (а не регулярной армии) с захватчиками. В самом конце появляется сообщение о смерти Хидэёси и о намерении японцев спешно покинуть страну. Третий квон начинается с рассказа о смерти Хидэёси и об отступлении японской армии, и здесь в центр повествования выдвигается Ли Сунсин, который уже на первом листе квона гибнет в морском сражении. После этого повествование знакомит читателя с биографией Ли Сунсина, и далее все события последнее части романа идут под знаком этой героической личности, которая и стимулировала окончательное изгнание врага и победу корейского народа. Так, каждый квон романа посвящен определенному периоду в войне Кореи против завоевателей — от поражения через борьбу всего народа к изгнанию врага.

Автор стремится связать события, изложенные в трех квонах, приемом «подхвата», когда последнее сообщение предыдущего квона повторяется в начале следующего, образуя единую цепь, соединяющую все три квона.

Это произведение весьма условно можно назвать романом. Здесь мы имеем дело со случаем «приспособления» корейского сочинения к привычной жанровой системе, принятой в российском литературоведении. В системе корейских традиционных представлений о литературе Имчжин нок относится к яса — неофициальным историям, или пхэса — «пустым историям», что по сути одно и то же. Эпопея народной войны оформлена как неофициальное историческое сочинение.


20.01.2019; 16:47
хиты: 401
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь