#1. Социология семьи
Социология семьи в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей были связаны с пониманием семейно-ролевой организации.
Социология семьи в узком смысле как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи).
---------------------------------------------------
Смежные науки.
Социальная антропология рассмат. семью под своим углом зрения — сквозь призму этнич. особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. СС интересует не прошлое, а настоящее. Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становл. и распада семьи, функционир. семьи как самостоят. субстанции, вступающей в сложные взаимод. с др.соц.институтами и с государством.
Социальная психология семьи исследует закономер. межличн.отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.
Медицина и социология здоровья концентрир. на физиологич. предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи.
Демография теснее всего связана с социологией семьи и анализир. семейную структуру населен. во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографич. статист. о размере и составе семьи.
--------------------------------------------------------
Объект: семья как социальный институт и малая группа.
Предмет СС. Специфика социологич. подхода к изуч.семьи закл.во внимании к значению посредничества семьи во взаимодейств.личности и общества, к гармонизации взаимоотнош. личности и государства. СС рассматривает семью как соц. институт, который выполняет функции рождения, воспитания и содержания детей. Характеризуя специфику социологич.подхода к изучению семьи необход. стремиться к целостному ее анализу, к единству структур. и динамич.харак-к.
Методология: Используют методы др. наук, в частности общей социологии - метод опроса, анализ док-тов, сравнит.-историч., наблюдение, интервью.
---------------------------------------------------------------------
Подходы к изучению семьи:
1. Структур. подход рассматр.семью как соц. институт со своей структурой, функцией и связью с др. системами общества.
2. Эволюционный подход: выявления прогрессив. развития семьи; анализир.семьи различных культур, стараются найти общее, а также проанализир. специфич. функции семьи в различных обществах и различных эпохах.
Теории.
1. Берджес Э. определял семью как единство взаимодейств. личностей. Говорил о важности усиления эмоцион. опор брака = института супружества. Считается лидером в изучении семьи, как микрогруппы. Видел не уничтожение института семьи, не кризис, а смену культурных форм = нового стиля семейной взаимосвязи. Цель соц. изучения семьи виделась в выяснении факторов гармонизации интересов личности, семьи и общества.
2.М.М.Ковалевский Ввёл классификацию семьи во времени:
1)матриархальная, При матриархате счёт родства вёлся по матери, но главным добытч. пищи и защит.считался брат матери, то есть дядя. При матриар. женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения.
2) патриархальная, При переходе из матр. в патриар.была установлен тесная супружеская связь, затем возникла власть мужа, освещение брака религиоз. обрядами, придающими ему характер нерушимости на всю жизнь.характерным
3) индивидуальная. для индивидуальной семьи является- она представляет собой союз, закл. по добровольн. соглашению, члены её тесно связаны, в ней соблюдаются взаимные права и обязан..
3. Энгельс Ф. Чем меньше развит труд, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Развитии семьи от низшей формы к высшей. Круг, охватываемый общими брачными узами, первоначально очень широкий, он сужается пока не остаётся только отдельная пара.
Новая классификация:
- кровнородственная,
- пуналуальная (запрет на кровосмешение, покупка невесты – промежуточная стадия),
- моногамная семья (парная, экономические предпосылки семьи).
- Патриархальная семья Энгельсом почти не рассматривается. Он лишь подтверждает слова М. Ковалевского, что она образовала переходную ступень от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуал.семье совр.мира.
- Сорокин П. А. Исследовал историю станов. института семьи .Говорил о кризисе современной семьи. Исследовал супружескую семью.
«К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян»».
«Брак в старину» (1913 год). Он рассматривает типы браков, например, коммунальный брак, сущность которого состоит в том, что все племя делиться на два лагеря..
Рассмотрим теперь статью «Кризис современной семьи» (1916г.).
По мере приближения к нашему времени становится более слабым и союз мужа и жены, и союз родителей и детей. Это ведет прежде всего к ослаблению связи супругов. Он выделяет следующие факторы:
1) растет процент разводов и «разлучений от стола и ложа»; 2) уменьшается число браков; все больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами «законного брака»; - уменьшение брачности объясняется тем, что половое чувство удовлетворяется вне брака; 3) увеличилось количество «внебрачных» союзов мужчины и женщины; (сокращение рождаемости и увеличение числа абортов); |
4) растет проституция; 5) падает рождаемость; 6) женщина освобождается из-под опеки мужа и изменятся их взаимные отношения; (раньше женщина была «рабой» теперь стала «госпожой»). У нее есть знания и подготовка, она может себя обеспечить; 7) уничтожится религиозная основа брака; это объясняется тем, что посягательство на брак теперь стало вопросом
|
----------------------------------------------
Как соц. институт социология семьи обладает моральным и правовым узаконением, общественной и госуд. поддержкой, характ-ся совокуп. соц. норм, санкций и образцов поведения, регламентир. Взаимоотнош. м/у супругами, родителями и детьми и другими родственниками.В качестве малой социальной группы С. функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
СС имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеят..
На микроуров. изучается семейное поведение и жизнен. цикл семьи, семья, как малая группа.
На макроуро. семья изучается как особый институт общества, вклад институциональных изменений в семье на изменения в обществе.
По мнению А.И. Антонова, семья - это «…основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Структура С. - это не только ее колич. состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений ее членов.
По структурным особенностям различаются С.:
*нуклеарные(родители и дети)
*расширенные(родители и дети+др. родствен.).
брак - это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям, функционирует как социально признанный союз полов между двумя или большим количеством индивидов.
По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:
1) Моногамия(муж и женщ.)
2) Полигамия :а) полигиния (1муж и неск жен) б)полиандрия(1жен и неск муж)
3) Групповой брак (неск муж и неск.жен)
-----------------------------------------------------------------------
Функции семьи: органично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы.
1)экономическую функ.. (добывания средств к жизни 2)хозяйственно-бытовая, проявл. в оказании хозяйственно-бытовых услуг членами С. 3)репродуктивная (биологич. воспроизв. населения ,удов. потребности в детях). 4)функ. среды формир. прочных устойчивых эмоц. насыщенных взаимодействий трех родов: а) супружества (м/у муж и жен.) б) родительства(рождение и воспит. детей); в) родства (взаимод.с родственник.) 5) осуществ.первичного социального контроля. (моральная регламентация поведения членов семьи) |
6)воспитательная (социализацию) 7)ф.духовного общения 8) социально-статусн., 9)Досуговая 10)рекреативная(совместный отдых) 11)эмоциональная 12)сексуальная,
|
Вопрос 2. Неокантианство в русской социологии
Радикальный пересмотр классич. позитивизма. Антипозитив. критика возникла в рамках неокантиан.философии, в Германии в 60-70 годы 19 века (Риккерт и Виндельбанд).
Риккерт и Виндельбанд СТРЕМИЛИСЬ ВОЗРОДИТЬ ВАЖНЫЕ ИДЕИ Канта:
-разделение наук
- естественные
- соц-гуманитарные (науки о духе).
Подчёркивали различия в методологии между этими науками.
Подвергли критики систему понятий позитивизма. Нельзя переносить соц. понятия из Е. Подлинные понятия должны быть конструкторами, кот. соотносятся с познавательными интересами субъекта.
Предмет исследования- духовные ценности, регирования поведения людей в общ-ве.
- духовные основы общ-ва и культуры. Культура= сов-ть норм и ценностей.
Понимающая парадигма (Вебер,Зиммель)= Неокантианство.
Неокантианство – это антипозитивистское социологическое направление в России, выдвигавшее на первый план дух-ценностные факторы развития общества вместо естественных.
- Критика позитивизма:
1. Неокантианство подвергла критике позитивизм за грубый натурализм, бездуховности, забвении ценностей человеческой жизни. Нравственность – главный закон личной и общественной жизни. Позитивизм обвиняли в утрате специфики общества, кот. состоит в полемике дух. культуры, системы ценностей.
- Неокантианство критиковало позитивизм за ограниченность возможностей, естественно-научном познании общественной жизни. Т.к. нужно разделить науки на естественные и соц-гуманитарные (науки о духе).
3. Объект исследования –человеческое поведение в общ-ве. .
Методология:
-идеографический метод (связан с описанием явления или процесса)
- номотетический метод (подход, направленный на выявление общих закономерностей. Закон- это существенно повторяющееся, необходимая связь между социальными явлениями и процессами. Например, социальная стратификация, как закон)
------------------
Принципы исслед-я общ-ва:
- номинализм (личность, а не общ-во рассматривается как единственная социальная реальность)
- нормативизм (соц. норма) внимание исследования соц.нормы, которая образует культуру общ-ва.
- антологический дуализм (на состояние и развитие общ-ва действуют как объективные факторы, так субъективные)
- волюнтаризм (личность на первом месте, а потом общ-во)
- теологизм (целесообразность. Развитие общ-ва в том направлении, которое определяют люди)
---------------------
Разработали культурологическую т. общества. Идея специфичности общ. науки, кот. имеет дело с реальностью особого рода – с культурой, с системой ценностей. Подвергли критике идею механической детерминации социальных процессов и выдвинули идею дуализма факторов социальной динамики (общество влияет на сознательную и целенаправленную деятельность людей).
Цель науки изучение специф. Были разработаны новые методы изучения общества: м. типологизации (соотношение с ценностями).
-------------
Основатели: Лаппо-Данилевский, Кистяковский, Хвостов, Новгородцев, Петрожицкий, Струве (в России).
Хвостов В. М. «Социология», «Основы социологии».
Первое направление –методология соц-ого познания
Выделяет 2 способа чел-ого сознания:
1-интуиция (через интуицию идет познание субъектов)
2-интелект (через интеллект познание объекта внешнего мира)
Поэтому социально позание не может быть только рационализирована, след-но, нужно соединить два способа
Социология- это обобщающая наука, кот. объясняет природу общ-ва и действующие законы в общ-ве.
Задача С.- создать картину общ-ва, из которой вытекала система общ-х отношений и вяснялась высшая цель чел-ой деят-ти.
С. может развиваться только на психологической основе
-----------------
Направление - социальная динамика (исторический процесс)
Теория исторического процесса:
- Критикует позитивизм за понятие прогресса, за то что оно не научно и не содержит критерий
- Надо заменить понятие прогресса, на понятие «духовного процесса» или духовное общение людей
- Проходит стадии:
1) скрытое состояние новой идеи,
2) обретение идеей сторонников,
3) установление господства новой идеи в борьбе с традицией
-------------
Общ-во –это всякое взаимодействие живых сущ-в, выражающаяся в обмене духовного содержания и совершение на этой почве совместных поступков.
Изучать общ-во –это изучать чел-ка, а человек имеет душу, значит общ-во существует на психологической основе.
Социололия должна устанавливать закономерности, которые присуще процессам духовного общения.
Людей заставляет объединяться тяга к общению.- общежительный инстинкт, который действует бессознательно. Этот инстинкт носит как «+» , так и «–» эмоции, что поражает с од. стороны- социальную солидарность, с конфликт.
Личность стремится к свободе, общ-во требует, чтобы люди соотносили свои интересы с общ-ми нормами. Это противоречие смягчается созданием общ-х идеалов (соц. справедливость).
Соц. справедливость – это гармоничное примирение личностной свободы и благосостояние общества.
прогресс – это развитие дух. жизни общества
Необходимо использовать метод отнесения к ценности. Общ-во возникает и функционирует в процессе общения между людьми.
Правильная постановка основных вопросов С. возможна на почве представлений о процессе дух. общения, составляющего сущность общественной жизни, с присущими ей закономерностями - общими схемами о порядке, в котором протекает процесс межиндивидуального духовного общения.
Это законы социальной психики, результатом деятельности которой является творчество культурных ценностей. процессы общения:
*кратковременные (общ. течение - толпа) и длительные (общественные круги).
*вторые делятся на соц. группы - формы, охватывающие личность и ее взаимодействие целиком, и соц. классы - объединяющие людей отдельными сторонами их деятельности. Возникают стихийно. Есть организации устроены чел-ким разумом). Сочетание этих видов объединения создаёт конкретную стр-ру общества. Между этими эл-ми есть взаимозависимость, могут переходить др. в др.
Главный способ поддержания в общ-ве – это подражание (Тард)
Развитие общ-ва носит противоречивый и неоднозначный хар-р (бросается из крайности в крайность). Противоречия связаны и с личностью.
-------------------------------------------------
Лаппо-Данилевский А. С. «Методология истории» (1910-1911)
Социология- обобщающая и абстрактная наука, которая не может опираться на физику и биологию, соиология это наука о духе, которая имеет особую психологическую форму причинности.
Критика позитивизма:
1)драматический хар-р 2)непоследовательность принципов, 3) неспособность объяснить сознание с помощью понятий Е., 4) необоснованность положений, |
5) отсутствие творческого хар-ра личности, 6) недооценка личности, 7) законченность поз. развития, 8) выделение 1 фактора соц. прогресса.
|
Необходимость совмещения номотетическонго (номос- закон) и идеографического подхода (связан с описанием явления или процесса).
Предлагает использовать метод типологизации – метод познания, основанный на соотношении с ценностями (как метод соц. типов Вебера). необходимо внедрение принципов: номинолизма, нормативизма, антиэволюционизма, телеологизма, волюнтаризма. Чел-к первичен, главный объект личность. Ориентация исследования на изучение соц. норм и ценностей на поведение людей. Пр. целесообразности развития общества (достижение общественного идеала). Воля людей как первооснова развития общества.
Право как одна из высших ценностей общества. исследование соц явл и процессов предполагает их оценку с т.зр. нравственного идеала. Социология ориентирована на идеографическое изучение общества (выявление частных, особенных черт общества).
------------------------------------------------
Новгородцев П. И. «Об общественном идеале».
Критикует позитивизм за натурализм, т.к. они игнорируют специфику общ-ва. Общ-во ≠природа
Критиковал Дюркгейма. Социальные факты это не вещи, а ценности и нормы, т к социальные нормы это основа культуры общ-ва и личности.
Предмет-ценности
Объект –чел-к.
-----------
Критика соц-ии:
- Критика Маркса. Необходимо отказаться от идее достигнуть «земного рая». С. должна отвергнуть идею о конце прогресса. Прогресс бесконечен.
- Абсолютное сущ-ние идеала невозможно. Идеал общ-х отношений – единство людей вокруг церкви. Истин. идеал – это общ-ное равенство и свобода. Идеал осуществляется через божественное. достигается не абсолютный идеал, а относительный.
- Нравст. прогресс – это единственное направление исторического развития общества. Мы отличаемся от животных не тем, что наши нормы меняются со временем, а тем, что они у нас в отличие от них есть. Поэтому специфика соц. явлений состоит в наличии норм. Личность – единственный источник сознательных решений, общ. – сознание отдельных индивидов.
Достигнуть это можно только при ТЕОКРАТИИ (т.к. он был православным религиозным чел-ом) –власть церкви.
----------------------------------------
Кистяковский Б. А. «Социальная наука и право»
Исходный принцип понимания общества – психологическое взаимодействие индивидов;
предмет С. – явления, кот. возникает в результате этого взаимодействия.
Процесс псих взаимодействия формирует коллективный дух общ-ва.
--------
Для понимания общ-ой жизни К. предложил использовать новый метод научной обработки.
Методология познания общества – закономерности соц. явлений.
3 стадии научной обработки явлений:
- искать общие черты явлений и группировать их,
- устанавливать причинные связи,
- устанавливать норма, регулирующие общю жизнь. Соц. познание состоит в анализе общ. явлений с т. зр. категорий необходимости и долженствования.
Т.О., метод состоит в применении господства и подчинения.=>приводит к власти
2 концепции власти: психологическая и нормативно-правовая. Плюралистическая концепция власти на основе синтеза. Власть – это основной признак общества. Власть присутствует всегда (господство и подчинение). При развитии общества происходит усиление власти (рост населения).
В отношении власти сущ-ет тайна, т.к. трудно объяснить как воля одного чел-ка подчиняется воле др.
2 тенденции развития: законы естественной причинности и телеологические законы. Это социальные нормы. Эти законы действуют независимо, но могут пересекаться – усложнение стр-ры общ. жизни.
Гл. внимание уделил роли и значению социальных норм. Они формируют общ. жизнь. Анализ норм он связывает с анализом гос. власти.
Вопрос 3. Применение контент-анализа в социологических исследованиях
Контент-анализ – это определ. техники анализа док-тов, при которой использ. стандартные процедуры измерения (количественные).
Контент-анализ – формализов. подход к анализу текстов, который закл. в основном в подсчете числа повторяемости различ.слов, однокоренных слов, словосочет.. КА называют метод сбора колич. данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах(не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией). Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнал. статьи, объявления, телевиз. выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, др. произвед.искусства, а также,официальные док-ты.
Существует 2 вида КА (в зависимости от хар-ра представл. содержания текста):
1.Неколичественный. -основан на не частотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания текста - индикатора, соответств. категории содержания, а колич. меры не используются). позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависим. от частоты встречаемости каждого типа)
.2.Количественный-основан на использов. колич. мер, его задача получить колич.структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Процедура КА предусматр.определение категорий - ключевых понятий исследования, в соответ. с кот. предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит хар-р полученных данных.Отличие методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности КА. Он нацелен на выработку колич. описания смыслового и символич. содержания док-та, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), КА можно было бы назвать "текстуальным кодированием", так как он предполагает получ. колич.информ. о содержимом документа на основе ее кодирования.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основные направления использования:
а) выявление и оценка харак-тик текста;
б) выяснение причин сообщения;
в) оценки эффекта воздействия сообщения.
Выбор источников – случайный отбор, расслоённая (квотная) выборка, экспертная оценка.
Размер выборки зависит от целей исследования, выборка должна быть реперезентативной.
Формализованность, систематизированность и строгость КА проявл. в следующем.Прежде, чем непосредственно анализир.текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответст. тем дефинициям и их эмпирич.индикаторам, кот. зафиксированы в программе исследования.
Категории анализа - это ключевые понятия исследования, в соотв-ии с которыми будут сортироваться единицы анализа (элементы содержания). Необход. чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответ. решению исследоват. задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различ. категории в одинаковом объеме); г) надежными (не вызывали бы разногласий м/у исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории). Например, Источник информации - сказка А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Категория - это понятийная система, описывающая ценностные ориентации субъектов, изображенных в произведении. Каждая категория анализа характеризуется знаком отношения субъекта к данной ценности - + /-. Положительный знак означает выбор положительного полюса категории, принятие ценности, отрицательный- выбор отрицательного полюса, непризнание ценности. |
Единицы контекста - части, на которые разделен текст (параграфы, темы, абзац). В качестве единицей контекста принимается абзац |
Смысловая единица анализа - часть содержания текста, которая может быть поставлена в соответствие категории анализа. Смысловая единица - это оценочное и описательное суждение. Субъектом суждения является автор или один из персонажей. |
Единица счета - количественная характеристика единицы анализа. Единицей счета является частота внимания к теме, т.е. для каждой смысловой единице подсчитывается количество абзацев, в которых она появляется. Виды единиц счёта:
|
Классификатор (кодификатор, рубрикатор) - методический документ, предназначенный для выделения и регистрации признаков текстовой информации. В классификатор включаются:
|
Бланк анализа (регистрационная карточка) - методический документ, используемый для регистрации отдельных единиц и категорий анализа. |
Инструкция кодировщику - методический документ который содержит:
|
Проведение КА требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов.
Из них обязат. являются:
- классификатор контент-анализа,
- протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа,
- регистрационная карточка или кодировальная матрица,
- инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
- каталог (список) проанализированных документов.
----------------------------------------------------------------------------------------
Плюсы: постоянство исследуемого объекта, в дументах не только информация о фактах и событиях, но и о позиции автора; возможность сравнить факты разных периодов; по форме можно судить о содержании.
Минусы: Возможно искаженная инф-ция, исслед-ль воспримет вымышленную за истинную, автор может упустить наиболее значимые факты, язык может не совпадать с языком исследования. Формализованность КА и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода.
Ценностная ориентация личности - направленность личности на те или иные социальные ценности