Вопрос №1. Социальная коммуникация.
Коммуникация - опосредованное и целесообраз. взаимод. двух субъектов. К. в широком плане - способы общения. К. в узком смысле - обмен инф., символами, эмоциями, идеями м/у общающимися индивидами.
Соц-ая коммун. - это такая коммуникатив. деятельность людей, обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конк.ситуаций, коммуник-ных сфер и норм общения, принятых в данном общ-ве.
-----------------------------------------------------------------------------------
Закон коммуникации: сообщения смысловых к. всегда имеют идеальное (духовное) содержание и лишь иногда материальное, чувственно воспринимаемое. К.выступает посредником между индивидуал. и общественно осознанной инф-й.
Для социокоммуникации важным является соц. стр-ра общ-ва; какие социально обусловленные признаки индивидов являются существенными и несущественными в различ. усл. коммуник. Коммуникативные системы делятся на основе средств передачи инф. и общения. Сущ-ет неск. коммуник. систем. К. включает в себя различные каналы передачи и восприятия инф., уровни к..
Истоками изучения СК явл-ся различные направления, которые можно объединить в три группы:
1) социологические направления – фр. соц. школа, которая объединяла учеников известного языковеда А.Мейе, опирались в своей трактовке соц. факторов на теории фран. философов и социологов-позитивистов О.Конта и Э.Дюркгейма. Все изменения в языке они объясняли только социальными причинами.
2) лингвистика - функциональная линг-ка обосновала свое понимание языка как целенаправленной системы средств выражения. В рамках этого направления исследуется варьирование языковых средств в коммуникативных ситуациях.
3) изучением соц. факторов, способств. формир. оценочных категорий к.. Идеи отражены у П.Бергера, Т.Лукмана, А.Шюца. Это напр. рассматр. формир. соц. знания как часть соц. деят. людей и их отношений. Для социокоммуникации существенно положение - главным механизмом воспроизвед. соц. реальности является язык.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уровни коммуникации:
1. семиотический. Семион – знак, признак. Знак –материал. или идеальный предмет, выступающ. в качестве представителя другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщ.. Семиотика изуч. знаковые системы. У знака 2 стороны: а) форма, б) содержание. Бывают знаки:образы,индексы и символы.
2. лингвистический или языковой. Основа – слова и словосоч.. Основные ед. языка - слова, с их помощью представляем инф. К. реализ.в речевых актах согласно нормам речевой деятельности. Высказывание - основная единица лингв. уровня. Высказывание реализ. в речи (а предложение в письменной форме). Высказывание предполаг. исп. как вербальных, так и невербальных средств. Дискурс - серия высказываний, кот. объедин. общей темой и ситуацией общения. Сл.ед.-дискурс, мин.-слово.
Поле-тема, код-язык, регистр-тональность, способ-письменная/устная.
3. металингвистический. Метаязык - язык второго порядка.Ком. ф-ция реализуется в высказывании, кот. явл-ся и основной единицей. Стремление к однознач-ти интерпретации, доминирует информативная ф-ция. Поле-термин, регистр-тональность, Способ –письменная форма
4. паралингвистический (невербальный). В узком смыс. рассмат. тон голоса, тембр, высота и т.д. В шир. смысле - кинетика – сов-сть жестов, телодвиж., поз, мимика + графические средства (плакаты, схемы и т.д.). Кинема – ед. паралингв. ур-ня. Это наиболее древний способ передачи инф.. Так передается около 65% всей инф..
5. синтетический Это синтетический уровень, т.е. образ, созданный в искусствах из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств, являющийся по своей природе как бы синтезированным. Это касается сферы изобразительного искусства, в котором различают динамические виды (танец, пантомиму), кино и статические виды (фотография, живопись, скульптура, архитектура). Сложная ед-образ, мин-кадр.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Типы коммуникации:
1) массовую коммуникацию (в обществе в целом),
2) ограниченную (в рамках социальных групп - компаний, организаций),
3) локальную (в микрогруппах типа ассоциаций, профессиональных коллективов)
4) внутригрупповую (в малых группах, в семье),
5) межличностную (между двумя индивидами),
6) внутриличностную.
Массовая коммуникация является социально обусловленным процессом. Условия масс. ком-ии: наличие техн. ср-в, социальная значимость информации, массовая аудитория (анонимность), возможность выбора ком-х средств. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна.
Выделяют несколько видов социальной коммуникации:
По источнику сообщения: - официальная (формальная) - неформальная
По каналу передачи: - вербальная – невербальная.
К. - сложный многокомпонентный процесс.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основными его компонентами явл.:
1.Субъекты коммуник. процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент);
2.Ср-ва к.. – код, используемый для передачи инф. в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
3.Предмет к.. (какое – либо явление, событие) и отображающее его сообщение 4.Эффекты к. – последствия к., выраж. в изм. внутр. сост. субъектов коммуникац. процесса, в их взаимоотнош. или в их действиях.
С. к. решает три основных взаимосвязанных задачи:
1.Интеграцию отдельных индивидов в соц. группы и общности в единую и целос. сист. общ-ва;
2.Внутрен. дифферен. общ-ва
3.отделение и обособлен. общ-ва и различ. групп, общностей друг от друга, приводит к более глубокому осознан. ими своей специфики и эффектив. выпол. ими ф-ций.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ КОММУНИКАЦИИ -это социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. 1.Стратификационная группа социологических доминант коммуникации
1социальный статус коммуникантов, является центральной категорией коммуникации и общей социологии, так как лежит в основе понимания социальной иерархии общества.
2-социальная дифференциация, актуализируется в коммуникации представителей определенных социальных структур, которые выделяются на основе первичных и вторичных признаков, то есть классов, сословий, а также слоев городских и сельских жителей, составляющих территориально и экономически дифференцированные общности.
3-Интеграция Интеграция как социологическая доминанта коммуникации является результатом естественного процесса взаимодействия литературного языка, диалектов и местных говоров. !!!Отмечено, что социальная интеграция тем сильнее, чем шире общественные сферы использования литературного языка.
4-интерференция языков. Это - смешение либо двух языков (родного и неродного), либо разных коммуникативных кодов (официального и неофициального, литературного и жаргонного
2.Ситуативная группа социологических доминант коммуникации
1.Коммуникащишшя роль как социологическая доминанта сопряжена с категорией социального статуса, поэтому для ее обозначения иногда используется термин "социальная роль".
2.Коммуникативная сфера понимается как социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека,
По данным критериям различаются следующие типовые коммуникативные сферы:
обиходно-бытовая, деловая, научная, профессиональная, художественно-творческая.
3.Социальная/коммуникативная ситуация 1.место коммуникации (локальный параметр анализа), 2.временная продолжительность и ориентация коммуникации (временной параметр) 3.участники коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, "наблюдающие" (социоролевой параметр). Каждая из этих составляющих участвует в формировании конкретной социальной ситуации.
4.Коммуникативная установка. Коммуникативная установка различается в зависимости от характера информации.
Так, при передаче деловой информации - установка на рекламирование своей деятельности, ее результатов и достоверности сообщаемых фактов.
При передаче познавательной информации - установка в большей степени на интерес и перспективу творчества.
При передаче культурологической информации преобладает установка на эстетические, этические, развлекательные факторы, определяющие социальную ценность коммуникации.
3.Оценочная группа социологических доминант коммуникации
Ценностная ориентация в коммуникации реализуется за счет использования вариантов коммуникативных средств, содержащих оценочный компонент – положительный,нейтральный отрицательный (сравните, например: городок - небольшой город - городишко), за счет тона высказываний, построения дискурса в соответствии с коммуникативной установкой на выраженность или невыраженность оценочного отношения к информации и партнеру.
4.Функциональная группа социологических доминант коммуникации
Контакто- устанавливающая (фактическая) функция. Функция самопрезентации. Апеллятивная функция / функция обращения. Побудительная функция. Регулирующая функция Ритуальная (магическая) функция
Вопрос №2. Социология М. Вебера (1864-1920).
«Социология – это наука о социальном действии индивида» (М.Вебер)
Источники формир. соц-гии М. Вебера:
1) немец. классич. философия (Кант, Дильтей)
2)социология Маркса (Все твор-во В. было проникнуто критикой марксизма, док-вом его противопол-ого)
3)мыслители- Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницще и др.
В научные труды:«Протестантская(больше управляющ) этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия».
Принципы социологии В.:
1.антинатурализм (чел-ое поведение имеет осмысленный хар-р, поэтому объяснение должно предшествовать понимание) 2.антипсихологизм (разгранич. естественных и социальных наук по методу)
3.разгранич. оценочного суждения, отнесение к ценности (метод идеальных типов)
------------------------------------------------
Понимающая социология
Предметом социологии является действие в субъективно понимаемом смысле.
Социология должна быть понимающей, т.к. действие индивидуально осмыслено.
С точки зр. М. В., соц-гия должна изучать прежде всего поведение и соц-ную деят-сть человека или группы людей, которые 1.осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижений, 2. ориентир. на др. субъектов, т. е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны др. людей, а например, машин или природы, то оно по В. не явл. соц-ным. Соц-ные действия-состав-ют систему их сознат., осмыслен. взаимодействия.
Если действия человека осмыслены и внутренне ориентир-ны на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъектив. мотивах этой деятел-ти, в смысле тех духовных ценностей, кот. руковод-ся действующий субъект. Т.е.надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта соц-ного действия. В данной роли социология выступает как понимающая.
М. В. создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи кот., закл. в том, чтобы 1.понять и объяснить посредством каких осмысленных действий люди пытаются осущ. свои стремления; 2, какие последствия имели их стремления.
--------------------------------------
Вебер определял социологию как понимающую науку, поскольку ее предметом является социальное действие индивида.
Соц-ное действие-поведение человека, кот. имеет субъективный смысл + мотивир-ное и ориентир-ное на др-х людей.
Соц-ным назыв. такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или лицами смыслу соотносится с действием др-х людей и ориентир. на него. Ориентацию на других В. наз-ет «ожиданием», без которого действие не может считаться соц-ным.
Соц-ное действие вкл.в себя 2момента:
а) субъектив. мотивацию индивида (индивидов, группы людей);
б) ориентац. на других (другого), кот. В. назыв. «ожиданием».
Его основным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их индивидов. Они (коллективы, группы) представляют собой не самостоят. реальности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов
Условия социального действия:
- если это сознательное действие, обладающее рациональной осмысленностью;
- если оно ориентировано не только на поведение вещных объектов, но и на поведение других людей, либо только на поведение других людей.
Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах, на основе мотива его совершения
:1.целенаправленное (ожидание определен. поведения предметов вн. мира и др. людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рацион. поставлен. и продум. цели)
2. ценностно – рациональное (вера в безусловную, эстетич., религиоз. или любую др. – ценность определен. поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет)
3. аффективным (эмоциональным, т.е. обуслов. аффектами или эмоционал. сост. индивида)
4. традиционным (основанном на длител. привычке)
Задача соц-гии -понять смысл или мотивацию человеч. поведения.
Для этого объективные, естественно – науч. методы негодятся, необх. разработка принципиально новых методов.
---------------------------------------------------------
В.разработал 2 метода:
1. Понимание.– метод исслед-я, когда ученый становится на сторону объекта и объясняет его действия. (интраспекция). Поним. м.б.:1.Непосредственным п., предполагаемого смысла действия 2.Объясняющее п.
«Мотив»- некое смысловое единство, представл. действующ. лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия.
«Поведение» - ориентации собственных действий.
«Законы» -некоторые положения поним. соц-гии, подтвержд. наблюдением, типическую вероят того, что при определенных условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его, исходя из типич. мотивов и типич. субъектив. смысла, кот. руковод. действующий индивид.
2. Отнесение к ценности или метод идеальных типов. И. т. образуются путем мыслит. усилия, направлен.на выделение определен. элементов действит. (на основе этого метода выделяют типическое, т.е. повторяющееся в индивидуал. явлениях). Этот метод состоит в соотнесении изучаемых соц-ных или обще-ных явлений и процессов с «интересами эпохи» или ценностями данного общ-ва. И. т. не встреч. в самой повседнев. действит.(н-р, капитализм, город, христианство, экономический человек и т.д.). Он создается ученым как инструмент для познания историч. реальности и совр. мира. Для В. образование абстрактных ид. типов выступает не как цель, а как средство научного познания и понимания.И.т. выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необх. вносить изм. в дух., полит. и матер. жизнь людей. И.т.как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в обществ. жизнь.
Примерами идеальных типов социальных явлений могут быть: социальные действия, инстинкты, отношения, формы общественной организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и т.д.
---------------------------------------
Социология религии. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) В. устанавливает связь между религией и экономикой. Он показывает, как возд. религиозно-этические установки на хар-р и способ осуществ. экономич. деят., на ее мотивацию. Идея взаимовл. религии и экономики сохр. свое знач., более того, усиливается при написании «Хозяйственная этика мировых религий»
Он характеризует религию и религиозную этику не только в связи с экономич. и хозяйс. деят., но и с нравом, искусством, философией, наукой, властью и т.д.
Главное для социолога — понять смысл совершаемых индивидом действий, т.е. мотивов человеческого поведения с учетом религиозного момента.
В. интересуют только те мировые религии, которые предполагают сравнительно высокий уровень социальной дифф-ции, значительное интеллектуальное развитие людей.мировые религии: зароостризм (деление на добро и зло), иудаизм, буддизм, христианство, ислам.
Типы религии по Веберу:
1) приспособление к миру (конфуцианство, даосизм),
2) бегство от мира (индуизм, буддизм),
3) овладение миром (иудаизм, христианство, ислам).
Одна из цент. в религиозной этике проблем— спасение. Он анализир. религиозно-этические установки в зависимости от того, какие способы спасения они предлагают.
Их два вариантах:
1— спасение через собственные действия (например, буддизм),
2 — с помощью посредника-спасителя (иудаизм, ислам, христианство).
В 1 случае методами спасения- культовые действия, церемонии, соц-ные акции (например, благотворительность), самоусовершенствование. Во 2-м — спасение через веру (иудаизм, лютеранство), милость предопределения (ислам, кальвинизм), принадлежность к церкви (католицизм, православие).
Он различал два главных путей спасения:
1. через активное этическое действие
2. через мистическое созерцание.
-------------------------------------------
Политическая социология. Учение о типах господства.
Наиболее весомой является концепция Вебера анализа механизмов власти.
Идеальными типами господства являются харизматический, патриархальный (традиционный) и рациональный. Идеальный тип вносит элемент общего в историю, в социологии выполняет функцию замены связей, управляемых закономерностями, на типичные.
Идеальные типы в области господства:
Харизматический тип («харизма» - дар Божий) – это чрезвычайная способность, отличающая выдающихся людей от всех других. Харизма не приобретается, а дается от природы. (аффективное действие)
Патриархальный тип(традиционный) – люди управляются наследственными правилами, а подчиняются в силу привычки к определенному типу подчинения. Основано на вере в святость вечносущего порядка вещей (традиционное подчинение).
Рациональный тип(легальный) – подчинение происходит не личности и не определенному порядку, а установленным законам, аппарат власти состоит из чиновников, которым необходимо действовать по строго формальных правилам (не взирая на лиц). Легальный принцип подчинения приводит к развитию современного капитализма, системы формальной рациональности. (целерациональное действие)
Теория рационализации
Вебер жил в конце 19 и н. 20в. , когда в западно-европейском общ-ве сложился капитализм. Возник вопрос: Что такое современное капиталистическое общ-во? У Вебера рационализация предполагает распространение бюрократии и социального администрирования. В капиталистическом общ-ве чел-к теряет религию и нравственные кач-ва.
В традиционном общ-ве поведение основывается на традиции. В капиталистическом общ-ве чел-к стремится к успеху, а успех- выгода, т.е. ориентировано на нормативно-рациональные.
Черты рациональной бюрократии:
- Профессиональная подготовка чиновников
- Безличный должностной хар-р
Бюрократ не несет личную ответственность за решения, а политик несет.
Господство чиновников ведет к экономическому застою, культурному упадку и общ-ому застою, т.к. в общ-ве существует государственная и частная(промышленное предприятие) бюрократия. Они действуют бок обок и друг протии друга и сдерживают друг друга. Если частной бюрократии не будет, то государственная власть будет узурпировать власть. Следовательно, приведет к снижению рациональности и эффективности экономической дея-ти.
пол элита |
бюрократия |
общ-во |
Вопрос №3. Типы эмпирических данных.
5 типов инф., с кот. сталкивается социолог на практике, и, условно, обозначим их как:
1: Данные типа «гос. статистика». совокупн. данных объектив. характера, описывающая некий социум в пространстве и во времени. Делится на:
1) регулярная (ежегодная) инф-ция о различных стороная ж/д общества, кот. хранится в архивах – Госкомстат РФ (основная орг-ция по сбору и системат. статистич. данных). Эти данные содержат социальные показатели в явном и неявном виде.
2) данные переписи населения (раз в 10 лет), Госкомстат регулярно проводит 5-процентные переписи населения, кот. явл-ся источн. статистич. данных (объективку – только объективные данные).
3) данные спец. исследований об условиях жизни (исследов. бюджета семьи),
4) результаты выборов, референдумов.
5) специф. источники в виде архивов предприятий. В статистич. док-тах отражена динамика и это объективные данные. 3 области соц. исследований, опирающихся на данные государственной статистики.
а) анализ социальных систем,
б) социальная демография (изучает смертность, рождаемость, миграцию и т. д.),
в) экономическая социология. Обращаются к данным также для формирования выборки. Обладают двумя недостатками: возможными неполнотой и недостоверностью (женщины занижают возраст).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2: Данные, полученные с помощью анкет «простой» структуры. они получ. в результате изучения обще-ного мнения (маркетин-е исслед., мониторинги разного вида). Носят описат. хар-р и состоят из простых вопросов. Не ставятся глубоких задач. Главная проблема — проблема репрезентативности выборки.
Основная задача анализа — изучение поведения отдельных эмпирических индикаторов и изучение совместного поведения нескольких эмпир. индикаторов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3: Данные, полученные посредством анкет «сложной» стр-ры. полученные в исследов-ях. аналитич. характера. Инструментарий состоит из нескольких частей. Используются специфические, сложные приемы, методы, техники. Основным источником информации является индивид, формы существования информации — вариационные ряды, матрица вида (объект — признак иногда «объект-признак-признак»), таблица сопряженности. Это исследования ценностных ориентации, социальных установок, идентичности, социальных норм и т. д. Требуется многомерный характер исследования.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4: Данные об использовании бюджета времени. Информация о время препровождении или использовании бюджета времени явл. данными о реальном поведении людей. Инф. о занятиях отдельно взятого индивида за определен.промежуток времени. Таким промежутком времени (бюджетом) является один случайно выбранный день, два дня (рабочий и нерабочий день), три дня (будний день, суббота и воскресенье), неделя. Техника сбора – самофиксация. Эмпирическим индикатором является отдельно взятое занятие.
Респондент может фиксировать не только то, чем он занимался и сколько времени, но и то, чем еще при этом он занимался, где происходило занятие, кто при этом присутствовал.
Единицами анализа являются: социальные общности и их сравнение по времяпрепровождению; виды деятельности (совокупность занятий); занятия как события в жизни человека. Новая матрица типа «объект — бюджетная линейка». Мало распространены исследования, т.к. они трудоёмки.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5: Текстовые данные. Открытые вопр. анкеты, неформализов. интервью, материалы СМИ, материалы проективных методов (метод неоконченных предложений, тест 20ти Я). Методика сбора информации достаточно проста. Респонденту предлагается лист бумаги с заголовком «Кто Я», с двадцатью пронумерованными линиями. К нему обращаются с просьбой ответить, как самому себе, «Кто Я» Разные подходы к анализу текстов. Первый из них заключается в преобразовании текстовой информации в «анкетные» данные (анализ биографий). Составляется вопросник. Второй подход связан с контент-анализом - формализованный подход к анализу текстов, который заключается в основном в подсчете числа повторяемости различных слов, однокоренных слов.