Вопрос №1. Социальные процессы и изменения. Теории социальных изменений.
Общество имеет динамическую, что означает наличие в обществе постоянных движений, изменений, которые происходят в рез-те социальных зааим-вий людей, стремящихся удовлетворить потребностей.
*Социальные изменения – это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных группах, общностях, институтах и обществах в их взаимоотношениях между собой, а также с индивидами. Изменения на уровне межнац-ных отношений, на уровне социальных организаций и институтов, малых и т.д..
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Структура:
*Социальное развитие – факт социальной перемены и содержит определенную оценку этого изменения. 3 черты:
1-необратимостью (постоянство процессов накопления перемен), 2-направленностью (линии, по кот осуществляется накопление этих перемен), 3-закономерностью ( необходимый характер).
*Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся действий людей, кот. приводят к социальным изменениям и социальному развитию. Субъект - социальные общности, институты, организации индивид.
*Эволюция – постепенные изменения, преимущественно кол-го хар-ра.
*Революция –качественное преобразование системы, опирающиеся на насилии и приводящее к возникновению новых форм.
*Прогресс –переход от низшего уровня развития к высшему уровню, более совершенной соц системе.
*Социальный цикл – совокупность социальных явлений, кругооборот в течение определенного промежутка времени.
*Социальная стабильность – устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность. Стабильное общество — это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Факторы (причины) социальных изменений:
-изборетение и открытие (инновации)
-результат диффузии (перенесение культурных элементов из одной страны в др)
- конфликтов
-демографические факторы (сокращение рождаемости, повышение возраста пожилых)
Социальными факторами изменений выступают природная среда, рост народонаселения, конфликты из-за ресурсов и ценностей и т.д. Например,
О. Конт считал главным фактором развития о-ва прогресс знания.
Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении о-ва, в усилении его внутренней дифференциации.
У Э. Дюркгейма переход от механической солидарности (основанной на неразвитости и сходстве индивидов), к органической солидарности (осуществляется на основе разд труда и соц дифф-ации).
У других ученых в качестве движущих сил развития о-ва выступают иные социальные явления: поколения (Х. Ортега-и-Гассет), творческие элиты (Г. Моска и В. Парето), выдающиеся личности (субъективная школа в русской социологии) и т.д.
В марксизме движущей силой развития общества признается классовая борьба, которая является следствием антагонизма классов и выражением несоответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Классификация соц. изменений:
1-в зависимости от содержания -структурные изменения (территория, национальность, профессия) -профессиональная -функциональные (в эконом, пол, сфере) -социально культурные изменения
|
2-в зависимости от субъектов и масштабов (кто осуществляет) -институциональные (изменение институтов, реформы) -общностные -инновационные (новые способы дея-ти) -эволюционные (количественные) -революционные (качественные) -транформационные -глобальные в технике и технологии |
3-в зависимости от направленности -прогрессивные -регрессивные (застой, упадок)
|
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Причины Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:
- на уровне межличностных отношений (либерализация половой морали);
- на уровне организаций и институтов (изменение существующих социальных институтов);
- на уровне малых и больших социальных групп (предпринимателей)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Марксистская социология
*В экономической – противоречие между производительными силами и производственными отношениями,
*в социально-политической -– борьба классов,
*в духовной – борьба идеологий.
Субъективная школа причины с.и. - сознательную деятельность индивида или группы людей.
Объективная школа полагают, что в обществе действуют объективные законы, не зависимые от воли и сознания людей.
Теории динамики
Теория эволюционизма (разработал О.Конт, Спенсер, Дюркгейм). Эволюционизм – признающих объективный характер общественного развития как естественно исторического процесса.
Неоэвол-зм (Парсонс) отказался от аналогии общества с живым организмом и основное внимание направил на причинный механизм развития о-ва. В любом соц процессе:
- компенсаторные процессы, обесп восстановление равновесия и стабильности общества;
- процессы структурных изменений, затрагивают систему соц норм и ценностей, они приводят к радикальной трансформации системы, т.е. ее перехода к новому качеству
Теория исторического материализма К.Маркса. Маркс выдвигает идею синтеза эволюции и революции. Для ускорения истор развития о-ва прогрессивные классы могут использовать такой способ изменений как революция. Маркс объясняет истор развитие как смену общ-но-эко-их формаций. Эта смена происходит закономерно вследствие закономерностей развития производительных сил и производственных отношений.
П. с. - быстрее развиваться т.к. люди постоянно совершенствует орудия труда и свои трудовые качества.
П. о., т.е. отношения собственности на средства производства имеют тенденцию отставать от п. с., являются более консервативным элементом. Происходит конфликт между п. силами и п. отношениями, который разрешается путем социальной революции.
Теория исторического круговорота или циклического развития. О-во или отдельные его сферы развиваются по замкнутому кругу. Эв-ия о-ва предстает теперь своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, повторяется по мере его завершения. (Данилевский, П.Сорокин, Шпенглер «Закат Европы», А. Тойнби «Постяжение истории»). Разновидностью теорий цикл-го развития является маятниковая теория: выведенное из равновесия общество начинает совершать колебательные движения от одной точки к другой, застывая где-то по середине.
Теория мир-системного анализа (Э.Валленстайн) 80 гг.XX века. Единицей соц анализа ранее было отдельно взятое конкр о-во, теперь такой единицей явл мировая сис-ма т.к. происходит процесс глобализации.
Выделяют две мировых системы: мир капитализма и мир социализм.
Валленстайн не отдает предпочтения не той и не другой системе и критикует капитализм. Теория мировой системы рассматривает социальное развитие в контексте международного разделения труда.
И. Валлерстайн выделяет три элемента современного мирового сообщества:
1. Центр – доминирующие в мир эко-ке и мир полит-е страны, эксплуатирующие другие соц-но-эко-ие системы;
2. периферия – регионы, кот снабжают центр сырьевыми материалами и подвергаются эксплуатации со стороны центра, 3. полупериферия – регионы, относящиеся как к эксплуатируют др. страны.
О-во рассматривается как мягкое поле взаимоотношений людей.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Типология развития общества
*Традиционное общество - характерны черты: аграрный уклад, малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ социальной регуляции и т.д. Трад. о-ва в истории имеют разную социально-классовую структуру. Они могут быть малодифференцированными, сословными, классовыми и т.п., но все основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой частной собственности), в них нет свободы личности.
Урбанизация – процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.
*Индустриальные общества появились в результате промышленной революции. Для инд. о-ва характерны развитое промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная мобильность, демократия и др. *Постиндустриальные общества возникают в конце XX в. на базе информационной революции. Новые инф-ые и телекоммуникационные технологии становятся технологической базой новой структуры производства и услуг. В постиндустриальном обществе главной сферой производства становится производство знания.
эволюция |
Тип общества |
Основной вид собственности |
Основные коммуникации |
Главный элемент системы |
Основная производ-ственная организа-ция |
Техно-логия
|
Традиционное общество |
Аграрное |
Энергия при-роды, земля |
Устные, меж-личностные |
Крестьянин, занятый за-готовкой сырья |
Семья |
Ручной труд |
Индустриальное общество |
Промышленное |
Энергия, средства производства |
Письменные, корпоратив-ные |
Рабочий, перерабатываю-щий материал |
Завод, фабрика |
Механи-зирован-ная |
Постиндустриальное общество |
Информа-ционно-комму-никативное |
Информация и информаци-онные технологии |
Электронные, глобальные |
Специалист, работающий с информацией |
Исследова-тельская и сервисная служба |
Ком-пью-терная |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Социальная революция – качественный переход к следующей ступени развития, быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам). Реформа- частичные изменения, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменения, происходящие в российском современном обществе с начала 90-х гг. XX в.:
Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Второй этап (середина 1990-х гг. — конец 1999 г.) можно охарактеризовать, как период адаптации социальных субъектов к новым условиям.
Негатив последствия:
- продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
- рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности
- постоянная угроза, безработицы, ликвидация предприятий,
- невыплата заработной платы; рост преступности и утрата людьми чувства защищенности;
- углубление разрыва в доходах между богатыми и бедными.
К положительным последствиям:
- высвобождение частной инициативы, способствовавшее созданию социального слоя собственников-предпринимателей;
- развитие рыночных отношений и адаптации граждан России кновым экономическим условиям;
- в условиях реформ, методом проб и ошибокполучили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.
На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы.
Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или нежелание) заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была озабочена личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением.
Реформы сменились спонтанным кризисным преобразованием современного общества, которое лишь углубляло всеобщий кризис.
Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В. В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовали укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.
----------------------------------------------------------------------------------
Глобализация – проблемы всемирного маштаба: угроза терроризма, ядерная война, война-мир, экологические, демографические (быстрый рост населения).
___________________________________________________
Многополярность мира – многополюсность.(страны)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Социология Э.Дюркгейма ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858–1917) – франц философ и социолог, создатель франц социологической школы. Работы: Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893),«Правила социологического метода» (1895),«Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912
Назовем причины выделения данного периода:
- исторические предпосылки: резкое обострение социальных конфликтов между социальными группами;
- кризис в естествознании – потребовался новый подход к анализу социальной действительности.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Истоки социологии Э.Дюркгейма. Книга «Правила социологического метода» Дюркгейма перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода.
*У Монтескье Д обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений.
*Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Д также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.
*Д. подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме.
* Несмотря на то, что Д. в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.
* Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга.
*Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя.
* Однако вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Д. признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой».
*Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганической школы, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. У этих же авторов он заимствовал важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Социология
По Д., объект социологии — социальная реальность; она включена в универсальный природный порядок и так же фундаментальна и “прочна”, как и другие виды природной реальности, поэтому подобно им она не поддается произвольному манипулированию.
Предмет социологии –социальные факты, которые хар-ся 2 признаками: оно суш-ют вне зависимости от индивидов и оказывают на них принудительное воздействие.
Социальная Функция - отношение соответсвия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы.
Социология выступает у Дюркгейма как сложное структурное образование, включающее три основные части:
*социальную морфологию, задача состоит в изучении структуры общества и его материальной формы:
* социальную физиологию исследует «жизненное проявление общ-в». характеризуется как изучение конкретных проявлений общественной жизни.
*общую социологию осущ-ет теоретический синтез и устнавливает общ-ие законы.
Обосновывая самостоятельность социологии, он доказывал специфичность социальной реальности и ее несводимость к биопсихич. реальности, воплощенной в индивидах. Отсюда его критика биол. и особенно психол. редукционизма в социологии и требование “чисто” социол. объяснения, т.е. такого, при котором социальные факты объясняются другими социальными фактами, а не процессами, происходящими в психике и поведении индивида.
В то же время социология, по Д., в значит, мере совпадает с “коллективной психологией”, основанной на представлении о специфич. характере об-ва или социальной группы.
В понимании Дюркгейма («Правила социологического метода») социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Социальные факты.
Социальный факт – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. В качестве социальных фактов следует рассматривать обычаи и законы, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.д.
Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.
Признание объективной реальности социального факта является центральным пунктом социологического метода Дюркгейма. Социальный факт является предметом социологии по Дюркгейму.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Социологический метод
Д. сформулированы специальные правила социологического метода (работа «Соц-ий метод)
1 правило: социальные факты нужно рассматривать как вещи, что на самом деле означало признание в первую очередь их независимого от субъекта существования и, стало быть, обеспечивало объективный подход к социальной действительности.
2.правило: социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы. При изучении же классов социальных фактов социолог должен стремиться к их рассмотрению вне индивидуальных проявлений тех или иных из них.
3 правило: главное — установить между соц фактами более глубокие причинные связи и законы. Реализуя его, социология становится вровень с другими науками, в первую очередь с естественными.
4 основное правило: социологического метода заключается в том, чтобы социология, описывая и объясняя социальные факты, стремилась к их сравнительному, сопоставительному анализу. .
Дюркгейм одним из первых в социологии обосновал и использовал структурно-функциональный анализ. В этом ему помогла аналогия общества с организмом, которое он рассматривал как наиболее совершенную систему органов и выполняемых ими функций. Такой анализ помог ему определить понятия нормы и патологии, которые он затем применил к интерпретации ряда аномальных социальных явлений — преступности, кризисов и иных форм социальной девиации (социальной дезорганизации).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Социологизм
“Социологизм” - основополагающие принципы социологии Дюркгейма.
Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта:
1)Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
- Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
- Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами. - Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной
Таким образом, характерная онтологическая черта “социологизма” - это “социальный реализм”. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
2)Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
- Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии.
Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи».
- Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата
- Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Социальная солидарность.
Социальная солидарность, по Дюркгейму, явление чисто моральное, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Но это не просто моральное явление. Социальная солидарность — высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому что признается всеми членами общества.
Дюркгейм пишет о двух формах социальной солидарности :
Механическая солидарность, |
Органическая солидарность. |
-согласно его терминологии, — это «солидарность по сходствам», т.е. вследствие сходства между индивидами, у них одни чувства, а в общ-ве одинаковые ценности - Характерно для менее развитого общ-ва. -Механическая солидарность возможна за счет поглощения и даже подавления индивидуальности коллективом, общиной. В развитом обществе на смену механической приходит органическая солидарность.
|
-Она возникает и существует в условиях развивающегося разделения труда, усиления дифференциации и различий между людьми. -Она подчеркивает индивидуальность и личностное начало. Ученый назвал эту форму солидарности органической, потому что в развитом обществе каждый человек выполняет какую-либо специальную функцию в соответствии с разделением труда — подобно тем процессам, которые происходят в организме, когда каждый орган выполняет присущую лишь ему функцию. |
Следовательно, сравнение развитого общества со сложным организмом, имеющим свои особые структурно-функциональные характеристики, привело Дюркгейма к терминологической характеристике этой формы солидарности как органической. Как становится возможным переход от одной формы солидарности к другой!? Ответ социолога однозначен: на основе возникающего разделения труда. |
Аномия. Самоубийство.
Аномия обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Аномия возникает тогда, когда социальные функции в обществе не приспособлены друг к другу, между ними существует «разлад».
Социальная Функция - отношение соответсвия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы
Выделяет три основных типа самоубийства:
*Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни.
*Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне её самой.
* анемическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.
Дюркгейм сопоставляет данные по самоубийствам в нескольких европейских странах. В итоге становится очевидным, что:
1. Протестанты более склонны к суициду, нежели католики.
2. Одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жизнью.
3. Количество самоубийств в процентах больше в странах с неустойчивой экономикой и политическим устройством.
4. Репрессивные политические системы создают в стране суицидальную обстановку
Понятие аоемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в “Самоубийстве” дальнейшее развитие и углубленную разработку.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теория религии. Дюркгейм рассматривал религию как продукт социальной среды, что предполагало выявление причинной связи и зависимости между обществом и религией.
Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское.
Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная.
Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками».
Функции религии:
*цементирующая (состоит в укреплении социального единства среди верующих);
* воспроизводящая (заключается в осуществлении передачи социального наследства новому поколению);
*эйфорическая (реализуется в процессе создания радостного чувства социального благополучия);
*дисциплинарная (сводится к принуждению и контролю за действиями верующих).
Очень важной в анализе религии была постановка вопроса о ней как о символической системе, как о совокупности символов и знаков, на основе которых осуществлялись ее главные функции инструмента интеграции общества и средства передачи культуры.
. Есть религии без Бога. Любая вещь может стать священной. Религия укрепляет социальну сплоченность и формирует соц. идеалы. Рассматривает религию через соц. факты, т.е. коллективные образы, сознание
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теория морали
Мораль- это система объективных правил поведения, отличительным признаком, которой является их императивность, принудительность и личная заинтересованность. Д. подчеркивал священный хар-р. Для обеспечения социальных порядка, необходимо усиление норм. В об-ве необходимо установить жесткую иерархию, по степени их общественной важности: гражданская, семейная, профессиональнаю Общественные ф-ции морали Д. связывал с воспитанием, целью которых является формирование развития тех кач-в, которые нужны общ-ву.
3.Основные требования к конструированию опросных листов.
Конструирование анкеты - процесс адаптации обращенных к респондентам вопросов к необходимому при этом общению.
Задача вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы.
Последовательность вопросов.
Правило воронки. В начало анкеты ставятся простые, которые постепенно усложняются. что анкета начинается с наиболее общих вопросов и лишь постепенно они конкретизируются.
Эффект излучения. Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них.
Применение вопросов-фильтров.
- Вопросы-фильтры Позволяют выделить часть респондентов по определенному признаку, например, по уровню компетенции, ставятся как правило. перед основными содержательными вопросами
(используются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женаты ли вы?»)
Расположение вопросов в табличной форме. Вопросы-таблицы, представляют собой трудные вопросы.
Проблема монотонности. чтобы преодолеть монотонность, рекомендуются следующие приемы: «разбавлять» таблицы и вопросы, заданные в одинаковой синтаксической форме, другими вопросами.
Функционально-психологические вопросы. Функционально-психологические вопросы служат для обеспечения отношений общения между исследователем и респондентами.
- Контактные вопросы. знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты. Интервьюер начинает взаимодействовать с респондентом.
- Буферные вопросы. Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конструирование анкеты с учетом стиля респондента.
Стиль респондента — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющие непосредственного отношения к их содержанию.
Отказы от участия в опросе. наносят существенный ущерб репрезентативности ответов.. Снижать число отказывающихся помогает тщательная организация всего опроса, и прежде всего формулировка цели, оформление анкеты, время и место опроса.
Тенденция к выражению согласия. чтобы преодолеть или учесть эту тенденцию, в анкете обычно рекомендуется применять развернутые формулировки типа: «Вы больше придерживаетесь варианта «А» или больше придерживаетесь варианта «Б»?»
Случайность в ответах. Одним из факторов, порождающих такие неспецифичные ошибки, являются невнимательность, небрежность.
Неявное уклонение от ответов. Респонденты как бы «прячутся» за неопределенными ответами вроде «трудно сказать», «затрудняюсь ответить».
Степень категоричности суждений. Если одни респонденты проявляют нерешительность, то другие склонны предпочитать наиболее категоричные высказывания, выбирать крайние позиции ранговых шкал.
Неправда. Респондентов сообщает в анкете заведомо ложные сведения, стремлением показать себя с лучшей стороны. НУЖНА -Анонимность.
Расположение коммуникативных блоков анкеты. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
Обращение к респондентам. Формулируется в ед. числе и обращение на ВЫ.
Сообщение о цели исследования. Преамбула к анкете
Объективка. Объективку - содержательный блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов.
Чем закончить анкету? Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», Оформление анкеты. Размер анкеты.
громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди в них чаще проявляют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопросы.
Считается, что 20—30 минут — это тот срок, который позволяет одновременно респонденту и высказаться, и не утомиться.
Этапы разработки анкеты:
Первый этап определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов.
Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые, вопросы-таблицы). Тип вопроса может влиять на правдивость и объективность ответа. Независимо от выбранного типа вопроса, фразы в вопросах должны быть максимально короткими, ясными по смыслу, однозначными, точными.
Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.
Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.
- Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае анонимности респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не будут известны исследователям. В случае конфиденциальности предполагается, что имя респондента известно только исследователю, но отнюдь не заказчику данного обследования.
- Реквизитная часть. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.
- Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.
- Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой».
- Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании.
Для получения качественной информации необходимо правильно сформулировать вопрос, а именно:
- Вопрос должен быть ясным и недвусмысленным.
- задан только об одном предмете.
- быть коротким и неусложненным.
- Следует избегать научных терминов.
- не следует использовать выражения отрицания.
- Следует избегать любых многозначных или двусмысленных слов и фраз.
- В анкете необходим правильный порядок размещения вопросов.
- Всегда необходимо осуществлять пилотаж анкет, прежде чем будет начато основное исследование.