Вопрос №1.Место социологии в системе общественных наук.
Специфика с. – одновременно использует методы философ. и соц.-истор. обобщений и методы естественных наук (эксперимент и наблюдение).
- С. и физико-химические науки – т.к. люди рассматриваются неодушевлённо, необходима наука, изучающая сознание, поведение и взаимодействия людей не только на объективной почве, но и на специфической социальной.
- С. и биология (экология) - экология изучает взаимоотношения организмов др. к др., но чел-а нельзя поставить на одну ступеньку с животными, т.к. есть разум.
- С. и психология – П. сосредоточ. на изуч. внутр. мира чел-а, а С. изучает чел-ка в сов-ти его социальных связей.
- С. и спец. дисциплины (политология, культурология, право…) - изучают взаимодействие людей.
- С. и история воспроизводят социальную действительность, её закономерности.
- С. и философия – для ф. объект исс-я – человек, для С. – общество. Ф. - умозрительные принципы, С. - научные методы.
С. наука об общ-ве, его явлениях и процессах. Положение С. (формула): n+1, где n – все специальные науки об общ-ве и n+1 – это С. Т.е. она совмещает в себе все знания обществ. наук и имеет в тоже время свой специфич. предмет.
Функции С. 1. гносеологическая (познании сторон соц. жизни), 2. теоретико-познавательная (накапливает знания, систематизирует их) 3. описательная (описание соц. объекта после его исследования, написание аналитических отчётов) 4. прогностическая (выдача соц. прогнозов). 5. преобразовательная (основа для выработки и принятия определённого решения, рекомендаци). 6. информационная (сбор, обработка и анализ исследований соц. реальности, систематизация и накопление соц. инф-ии). 7. мировоззренческая (люди узнают объективные данные).
Вопрос №2.Теория социального обмена.
ТСО представляет попытку применить принципы бихевиоризма в сов-ти с др. идеями к задачам соц-гии (50—60е гг. 20 в., Дж. Хоманс). Как реакция на парадигму СФА (Парсонс, Мертон). Дж. Хоманс и Блау стремились учесть динамические аспекты общ-ва и личностные аспекты. Центр внимания – анализ отношен. м/у акторами. Люди вступают во взаимодействия для удовлетворения своих потребностей – обмен мат. и дух. ценностями.
Хоманс Дж. «Социальное поведение, его элементарные формы». Х. критиковал Э. Дюркгейма по 3 направлениям: проблема эмерджентности, трактовка психологии и метод объяснения. Если Д. объяснял эмерджентные формы искл. через социальное, то Х. полагал их псих. объяснение. По мнению Х. совр. псих. более развита, и ее уже нельзя отбрасывать, как это делал Д. Д. трактовал объяснение как простое выявление причины. По Х., следует объяснять связь м/у причиной и следствием, объяснение должно учитывать психологич фактор. Главная ед. анализа, по Х.– соц. поведение индивидов. Социальное поведение как обмен. Процессы обмена объяснимы с помощью сл. положений:
- полож. успеха (чем чаще повед вознагражд, тем чаще повторяется),
- пол. стимула (при успешном стимуле повторится действие),
- пол. ценности (чем больше ценен рез-т, тем больше стремятся действовать),
- пол. насыщения-голода (чем чаще получ. особое вознагражд, тем ценнее рез-т),
- пол. агрессии-одобрения (если чел-к не получает вознагр, то он станов. агрессивным). Обмен – это условие стабильного, устойчивого общества и его стр-ры.
Блау П. «Обмен и власть в социальной жизни». Обмен происходит только там, где вознаграждения от других лиц ожидаются и получаются, и прекращаются без них. Особое внимание уделяет изучению власти. Власть – частный случай соц. обмена. Самый ценный вид вознаграждения – это уступки. Система обмена может находится как в состоянии равновесия, так и в состоянии конфликта. Конфликт возникает тогда, когда не получают желаемого вознаграждения.
Хара-ки обменного процесса: 1) наличие целей обмена, 2) наличие ресурсов – вознагр., 3) контроль над ситуацией обмена, 4) заинтересованность в обмене обеих сторон. 4 типа ресурсов: деньги, социальное одобрение, социальное уважение, уступки.
Эмеджентность – это целостность общества. Св-ва эмерджентности: 1) кол-во эл-в (групп), 2) соц. отношения, 3) различия эл-в, 4) культ. ценности и нормы.
Вопрос №3. Содержание и классификация вопросов.
Вопрос – письм. или устн. обращение к респ. с целью выявл. его мнений. Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов.
Виды:
1) По содерж.: (фактах, событиях, знаниях, ценностях) и по предмет. специфике (быте, досуге, труд. деятельности);
2) Отн. к личности опрашиваемого: прямые (то что интересует исследователя); косвенные (воображаемая ситуация);
3) По форме: 1) открытые (ответ в своб. форме) 2) закрытые (дается полный набор вариантов ответа): альтернативные (выбир. 1 вар) и неальтернативные (несколько вар.);
4) Особенности вариантов ответа:
- дихотомические (2 ответа (да/нет);
- вопросы-«меню» (выбор нескол. Вар. отв. из списка)
- шкальные (содержат шкалу измерения признака вопроса. «Удовлетворены ли вы качеством обслуживания пиццерии?» – да, скорее да, нет, скорее нет);
- ранговые (предлагается проранжировать выбранные ответы и упорядочить их по степени значимости для него).
5) Функциональное назначение: 1) основные (сбор инф. о содержании исследуемого явления) 2) неосновные: - вопросы-фильтры (на выявление адресата основного вопроса), - контрольные (на проверку искренности ответа).