стр 345
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА
метод прогнозирования конфликтов, заключающийся в разработкесценария развития конфликтной ситуации на основе количественных и качественных показателей. М. к. позволяет предвидеть и разрешать конфликтные ситуации на стадии зарождения. Существуют структурная, функциональная, динамическая и факторная модели конфликта. Среди принципов построения системнойаналитической модели конфликтов выделяют принцип конструктивного множества, сравнительнойзначимости, статусной дифференциации, ситуационно-функциональной ротации и открытости (А. А. Белов, 1999). Методологическими подходами в прогнозировании конфликтов являются: экстраполяция, целевойметод, применение количественных и качественных прогнозов на основе математического и логическогомоделирования.
Так называется математическая теория конфликтов. А что такое конфликт? Это - такая ситуация (положение, стечение обстоятельств), в которой сталкиваются интересы сторон, происходит борьба интересов. Примеры конфликтов есть в самых разных областях: в военном деле, в экономике, в спортивных состязаниях.
Теория игр ставит и решает следующий вопрос: как должен вести себя (какую стратегию применять) разумный игрок в конфликте с разумным противником, чтобы обеспечить себе в среднем наибольший возможный выигрыш?
Интересы участников конфликта противоречивы, каждый из них принимает все меры к тому, чтобы обеспечить лучшее положение себе и худшее - своему противнику. В итоге борьбы интересов, если оба противника одинаково разумны, по-видимому, должно быть найдено некоторое равновесное положение, при котором каждый игрок получит то, что ему причитается,- не больше и не меньше. Решить игру - это и значит найти такое равновесное положение, т. е. пару разумных (оптимальных) стратегий, дальнейшее улучшение которых уже невозможно, и указать, какой при этих стратегиях выигрыш (или проигрыш) должен достаться каждому игроку.
Если результат зависит не только от стратегий, но и от случайности (как, например, бывает при сдаче карт), нужно говорить не о результате каждой отдельной партии, а о среднем результате, приходящемся на одну партию при многократном повторении игры.
Предметом теории игр являются такие ситуации, в которых важную роль играют конфликты и совместные действия. Одна из характерных черт всякого общественного, социально-экономического явления состоит в множественности, многосторонности интересов и в наличии сторон, выражающих эти интересы. Классическими примерами здесь являются ситуации, где, с одной стороны, имеется один покупатель, с другой – продавец (ситуация монополия- монопсония), когда на рынок выходят несколько производителей, обладающих достаточной силой для воздействия на цену товара (ситуация олигополии, в том числе дуополии, если число таких участников равно двум). Более сложные ситуации подобного рода возникают, если имеются объединения или коалиции лиц, участвующих в столкновении интересов, например, в том случае, когда ставки заработной платы определяются союзами или объединениями рабочих и предпринимателей, при анализе результатов голосования в парламенте и т. п. Конфликт может возникнуть также из различия целей, которые отражают не только несовпадающие интересы различных сторон, но и многосторонние интересы одного и того же лица. Например, разработчик экономической политики обычно преследует разнообразные цели, согласуя противоречивые требования, предъявляемые к ситуации (рост объемов производства, повышение доходов, снижение экологической нагрузки). Конфликт может проявляться не только в результате сознательных действий различных участников, но и как результат действия тех или иных ''стихийных сил'' (случай так называемых ''игр с природой''). Наконец, примерами игр являются обычные игры: салонные, спортивные, карточные и др. Именно с анализа подобных игр начиналась математическая теория игр; они и по сей, день служат прекрасным материалом для иллюстрации положений и выводов этой теории. В итоге, всякая претендующая на адекватность математическая модель социально-экономического явления должна отражать присущие ему черты конфликта, т. е. описывать: а) Множество заинтересованных сторон (мы будем называть их игроками; в литературе по теории игр они именуются также субъектами, лицами, сторонами, участниками). В случае, если число игроков, конечно, они различаются по своим номерам (1-й игрок и 2-й игрок в игре в орлянку или в случае дуополии) или по присваиваемым им именам (например, Продавец и Покупатель в ситуации монополия-монопсония); б) Возможные действия каждой из сторон, именуемые также стратегиями или ходами; в) Интересы сторон, представленные функциями выигрыша (платежа) для каждого из игроков. В теории игр предполагается, что функции выигрыша и множество стратегий, доступных каждому из игроков, общеизвестны, т.е. каждый игрок знает свою функцию выигрыша и набор имеющихся в его распоряжении стратегий, а также функции выигрыша и стратегии всех остальных игроков, и в соответствии с этой информации организует свое поведение. Формализация содержательного описания конфликта представляет собой его математическую модель, которую называют игрой. Теория игр впервые была систематически изложена Дж.фон Нейманом и О. Монгерштерном в 1944 г. , хотя отдельные результаты были опубликованы еще в 20-х годах. Во время второй мировой войны и сразу после нее теорией игр серьезно заинтересовались военные, которые увидели в ней аппарат для исследования стратегических решений.