http://eos.ibi.spb.ru/umk/5_2/5/5_R1_T1.html
http://eos.ibi.spb.ru/umk/5_2/5/5_R2_T2.html#1
Европейская комиссия дала одно из распространенных определений понятию «Интернет-экономика». Согласно этому определению, Интернет-экономика — это «глобальная электронная среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». При этом имеется в виду следующее:
· во-первых, речь идет о комплексной конвергенции, т. е. конвергенции не только предмета и метода исследования, но и методов управления сетевыми взаимодействиями, инструментария принятия решений и проведения практической политики в сфере сетевой экономики;
· во-вторых, речь идет не просто о конвергенции, понимаемой как механическое сближение методологий рыночной и сетевой экономик, а о конвергенции, когда, взаимно обогащаясь и одновременно конкурируя, методологии развиваются в одном направлении.
Обычно электронный бизнес представляют состоящим из следующих основных составляющих:
· электронная торговля или электронная коммерция (e-commerce);
· электронные закупки (e-procurement);
· электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers);
· электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners);
· электронное обслуживание служащих (e-care for employees);
· электронное обслуживание влиятельных лиц (e-care for influencers).
Инструментарий сетевой коммерции образуют электронные службы, электронные платежные системы и бизнес-приложения финансовых институтов и предприятий
Электронными службами сетевой коммерции являются web-витрина, Интернет-магазин, торговая Интернет-система, торговая Интернет-площадка.
Для совершения финансовых операций в Интернете используются платежные системы. Платежная система является набором инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками системы. Платежная система сети Интернет — система проведения расчетов между финансовыми организациями, продавцами и покупателями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет.
Электронный бизнес включает в себя следующие типы взаимоотношений между основными экономическими субъектами (агентами):
· Предприятие-Предприятие (business-to-business, B2B) — два предприятия осуществляют взаимные сделки по купле-продаже товаров и услуг, а также платежи, маркетинг через Интернет;
· Предприятие-Потребитель (business-to-customer, В2С) — продажа предприятием своих товаров и услуг через Интернет напрямую потребителям;
· Потребитель-Потребитель (customer-to-customer, С2С) — одни потребители на основе заключенных сделок и с помощью Интернет продают товары или оказывают услуги другим потребителям;
· Потребитель-Предприятие (customer-to-business, С2В) — потребители через Интернет делают свой выбор посредством предложения своей цены на различные товары и услуги предприятиям;
· Предприятие-Правительство (business-to-government, B2G) — сотрудничество в сфере торговли и услуг между предприятием и правительством;
· Правительство-Предприятие (business-to-government, B2G), Правительство-Потребитель (G2C). При этом типе электронного бизнеса речь идет о предоставлении правительством электронных услуг не просто отдельным предприятиям или потребителям, а покупателям в широком смысле.
Сегодня активно начал развиваться также такой вид электронного бизнеса, как продажа через Интернет электронных баз данных (D2G), (D2B), (D2C).
В настоящее время известны три основные модели развития информационного общества и связанные с ними концепции вхождения в глобальный сетевой рынок. Это соответственно:
· «модель Силиконовой долины», или американская модель, — открытое информационное общество, движимое силами рынка;
· «сингапурская модель» — авторитарное информационное общество, развивающееся на рыночных принципах;
· «финская модель» — открытое социально-контролируемое информационное общество, развивающееся на основе принципа всеобщего благосостояния.
Особый интерес к Финляндии как к одному из информационных обществ обусловлен следующими тремя основными причинами:
1. проявлением в Финляндии социальных и институциональных черт, резко контрастирующих с американской моделью или с опытом азиатских стран;
2. активным участием государства в развитии информационного общества;
3. обеспечением эффективного взаимодействия процессов глобализации и сохранения национальной идентичности.
Имитационное моделирование (ситуационное моделирование) — метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов. По этим данным можно получить достаточно устойчивую статистику.
Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).
Имитационное моделирование — это частный случай математического моделирования. Существует класс объектов, для которых по различным причинам не разработаны аналитические модели, либо не разработаны методы решения полученной модели. В этом случае аналитическая модель заменяется имитатором или имитационной моделью.